воскресенье, 12 февраля 2012 г.

Домоустройство Казанских татар.

 
Обыкновенно простые мещанские дома распо­лагаются слъдующимъ образомъ: на правой_руке отъ двери въ горницу стоитъ большая печь: при ней находится небольшой котелъ, въ которомъ варится пища. На печи стоятъ два мед-ные , полуженные кувшина, одинъ мужу, —дру­гой— жене; потому что, по обряду своему, они оба не могутъ умываться изъ одного кувшина. За печью, въ углу, находится весьма большой медный тазъ для умыванья, надъ которымъ висятъ два полотенца, одно для лица и рукъ, другое для обтиранья ногъ.
Подалье, на право, у стены приделаны широкие нары, где лежатъ довольно пьшныя пе­рины съ занавесомъ; впрочемъ, у иныхъ, гдъ нътъ занавъсу, перины свертываютъ и кладутъ у стены. Противъ двери, на право, стоитъ столъ, покрытый пестрою бумажною скатертью; а на столъ поставлено маленькое зеркало.—Влево, къ углу, также находится покрытый столъ съ чай­ными фарфоровыми чашками, съ мисками и несколькими подносами. Около самыхъ стенъ несколько простыть деревянныхъ стульевъ; самоваръ всегда стоитъ у печи. Между столами у стены поставлены два красиво-обитые сундука, служащее украшениемъ горницъ и покрытые ко­врами. На передней стенъ, противъ дверей ви-ситъ небольшое зеркало. У самыхъ столовъ по­стланы простые ковры. На каждомъ окошке стоятъ горшки съ бальзаминами и душистыми базиликами. Отъ большой печи вправо у стены виситъ занавъсъ, закрывающш небольшое место; здесь, когда бывають у хозяина гости, всегда должна обедать хозяйка, чтобъ никто не могъ ее видеть. Мужъ, обыкновенно, напередъ обедаетъ съ сыновьями или с гостями, а жена только прислуживаетъ; сама же обедаетъ после за занавесом. Въ задней половине сеней находится небольшая комната безъ печи, гдъ лежатъ шу­бы, платье и разные домашние пожитки; тугь же лътомъ спятъ хозяева.
Дома богатыхъ Татарскихъ купцовъ, по на­ружности своей, мало отличаются отъ домовъ

Русских дворян и купцов. Внутри дома сте­ны часто расписываются Русскими малярами, где представлены ландшафты с деревьями, с цветами, с рекой; иногда представляется море с кораблями; но никогда там не увидишь ни людей , ни зверей , ни птиц;—это строго за­прещено. Вокруг комнаты стоят стулья с диванами по Европейски. Столы всегда покрыты пестрыми скатертями. Несколько больших зеркал украшают стены. Употребление зеркал началось у них не так давно; но ныне каж­дый купец обращает на это особенное внимание, как на необходимое украшение дома. Пол покрыть богатыми Персидскими коврами. По углам комнаты стоят комоды из краснаго дерева и бюро; но нигде не видно в шкафах серебра, как у Русских купцов: ибо Татарам запрещено употребление серебренных ложек; за то бывает у них множество хорошаго фарфору; особенно они любят чай­ный прибор, росписанный яркими пестрыми красками; также находится разная Китайская фарфоровая посуда, даже ложки для виду. Здесь также находится вещь, самая необходимая у всёхъ Татар , большой медный умывальный таз; над ним висят два красиво вьшитыя полотенца, а повыше их белая чалма хозяи­на, которую надевает он, когда идет в ме­четь. Почти у всех татарских купцов сто­ят клетки с Египетскими голубями, которые, вероятно, воркуя, напоминают им не оставлять своих жен. На потолке висят хрустальныя люстры, а по стенам жирандоли. По всем окошкам, особливо на улицу, стоят горшки с лимонными деревьями, с винными яго­дами, .с геранью и особенно с бальзаминами и душистыми базиликами. На одном из сто-лов положенъ алкоран, печатанный в Каза­ни , нередко другие дорогие, красиво писанные алкораны и другия духовныя книги. Также ви­сят стенные часы и нисколько карманных, развъшанных в разных местах по стенамъ. Здес никогда не видно женщин; он находят­ся в задних комнатах, куда входить мущинам не позволено. За обедом при гостях прислуживают мущины. (К. Фукс)

Комментариев нет:

Отправить комментарий