пятница, 19 июля 2013 г.

Татарские джигиты на польской земле

В начале Х1Х века один из выдающихся польских историков обнаружил в архивах документ, в котором польско-литовские татары называли представителей династии Ягеллонов �белыми ханами�, поскольку те занимали почетное место в татарской истории. Ягеллоны наряду с Витольдом и Зигмунтом Августом считались великими покровителями и заступниками мусульманского населения Польско-Литовского государства.
Все татарское население Польши негласно делилось на несколько групп. Первое место в социальной структуре занимали потомки ордынских султанов и мурз, которые владели большими вотчинами. За это они были обязаны нести конную военную службу и потому пользовались правами господствующей шляхты.
Вторую группу составляли так называемые татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз. Казаки получали небольшие участки земли и служили за это не только в войске, но и при дворах короля и вельмож.
Третью группу составляли городские татары, в значительной степени являвшиеся потомками военнопленных. В архивных документах их называли �простыми татарами�. Они юридически отделялись от богатых татар, а за правовую опеку платили отдельный налог. Со временем татарские поселения приходили к медленному экономическому упадку, главной причиной которого была земельная раздробленность из-за постоянных семейных разделов. Воинская служба становилась для владельцев небольших хозяйств огромной тяжестью. Все чаще военная добыча не покрывала затрат на снаряжение. Даже владельцы больших имений частенько становились должниками...
Сменилась династия Ягеллонов. Новый монарх подтвердил татарам все существовавшие до него права и привилегии. Кроме того, он выразил подданным мусульманского происхождения свою благосклонность. Солдат татарских хоругвей, имевших заслуги перед Речью Посполитой, король одарил большими имениями. Однако наступивший ХVII век, в целом бурный и трагичный для Польши, не пощадил и польско-литовских мусульман. Они участвовали во всех войнах, которые велись в этом столетии. Были победы и поражения, но профессия солдата стала наследственной среди польских татар. Появились даже целые династии татарских ротмистров, которые продолжали существовать до Первой мировой войны.
Нужно отметить еще один важный момент в жизни татар: известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом � шариатом, опирающимся на Коран. Это право действовало во всех татарских поселениях без исключения. И даже когда в Польше усилилась агитация католического клира против иноверцев, мусульмане пользовались большой свободой вероисповедания: в Польше в целом не было преследования татарского населения по религиозному признаку.
�В период правления следующей королевской династии и разделов Польши татарские хоругви оставались верны своим рыцарским традициям. В тяжелые для страны времена среди деморализованных польских войск они выделялись вышколенностью, дисциплиной и хорошими командирскими кадрами.
В первой половине ХVШ века татарские полки Речи Посполитой стали называться уланскими. Происхождение этого названия не только экзотично, � оно имеет татарские исторические корни. В Золотой Орде улан был титулом, означающим принадлежность человека к роду Чингис-хана. Когда судьба забросила в Литву и Польшу многих представителей татарских княжеских родов, они сохранили за собой этот титул на многие века, посвятив себя военной службе и дав это благородное название своим хоругвям.
Военная слава татарских полков польской королевской армии привела к тому, что во многих армиях западноевропейских стран начали создавать легкую кавалерию по образцу татарских формирований. В ХVШ столетии уланские части возникли во Франции, Австрии и Пруссии. В Речи Посполитой легкая кавалерия также переживала свое возрождение.
Архивные источники того времени ясно показывают, что татары не только знали о значении уланских полков, но и гордились ими: "Уланы за королей светлой их памяти Августа П и Ш воевали с полками за границей, где показали отвагу и мужество. Не случайно об этом молва распространилась по всей Европе, где стали создавать войсковые соединения по подобию нашего"�
Обязательно следует упомянуть, что после третьего раздела Польши (1795 г) и восстания Тадеуша Костюшко, в котором польские татары приняли активное участие, спрос на польских воинов-мусульман ничуть не уменьшился. В прусской армии был сформирован татарский полк, опытнейшие солдаты которого оказали Пруссии огромные услуги в войне с Наполеоном. Так что не напрасно в связи с пожеланиями прусского монарха был подписан договор, "касавшийся особых прав и обязанностей татар, а также организации новой формации, гарнизона, строя и вооружения".
В конце ХVШ века, после включения земель бывшего Литовского княжества в состав Российской империи, царские власти вначале приняли татар за поляков магометанской веры, защищенных шляхетскими привилегиями. Однако вскоре такое отношение к татарам изменилось. После упадка Речи Посполитой императрица Екатерина П подтвердила польским татарам все существовавшие права и привилегии. По образцу Пруссии в России также решили сформировать татарский полк.
Вторжение армии Наполеона на землю бывшего литовского княжества подтолкнуло к мысли о создании во французской армии татарского полка. В начале 1813 года удалось сформировать лишь один эскадрон улан в составе гвардейского полка легкой кавалерии. Этот уланский эскадрон принимал участие в боях, но только во время отступления армии Наполеона, сопровождая главную ставку французов. После поражения Наполеона татарский эскадрон вместе со своим полком легкой кавалерии вернулся в Польшу. В память о тех героических днях в татарских домах до нашего времени осталось много памятных предметов - орденов, медалей, знаков отличи..
....
http://www.tatar-history.narod.ru/polskie_tatar.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий