суббота, 13 марта 2010 г.

Татарский менталитет.

 http://muhammadya.blogspot.com/2011/09/1.html  - Здесь Дастан Идегея.
Отрывок. Татаринъ искренно гордится и своимъ происхождешемъ, и образовашемъ, и моральными качествами, и религией, за которую онъ стоитъ крепко до фанатизма, и всемъ вообще своимъ, презирая русскаго не менее, чемъ тотъ его.

Петр Васильевич Знаменский




Идегей
ИДЕГӘЙ ДАСТАНЫ


Туктамыш хан белән Аксак Тимер низагы һәм Котлыкыя би белән углы Идегәйнең үлемгә хөкем ителгәне
Борын үткән заманда
Болгар белән Сарайда,
Җаек белән Иделдә,
Алтын Урда, Ак Урда –
Данлы Кыпчак җирендә,
Татардан туган Нугай илендә
Туктамыш дигән хан булды;
Ил булганга – ил булды,
Яу булганга – яу булды,
Биләгәне кол булды,
Әйдәгәне мал булды.
Сарай дигән каласы,
Сиксән күчә арасы, [күчә - урам]
Сары мәрмәр Алтын Таш
Сигез йортка дан булды, [йорт – ил, дәүләт]
Аларда дан булмады.

http://kitap.net.ru/idegei.php

 





народ татарский не знает наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, враждебности, он не склонен кого-либо предавать бесчестью, настраивать одних против других, ибо это у них весьма не в почете. Слыша, что должен прийти сплетник или клеветник, люди эти убегают от него. Враждебность свою и ненависть показывают тогда только, когда идут с войной на другие народы и на соседних неприятелей или когда на них нападают и грабят, а ненависть их делу Аллаха служит.
[Эвлия Челеби]



Смотрю на татар, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться. Абай Кунанбаев


Fatiha surase.
Itqan fi tarcamatil koran
Fatiha surase. Lut13 ред.
Rahimle, safkatle, Allah, iseme belan.
Xarber cin maktau Allah tagalaga genader.
Uzennan backa narsalarne tarbiya ituceder; kecelar ham xayvannarni.
Izgelekka ham rahmatka tin bulgan kecega izgelek rahmat iyaseder.
Caza (Qiyamat) qonenen xucasidir.
Sina gina giybadat qilabiz ham sinnan gina yardam siriybiz.
Qunderce bezlarne turi bulgan yulga.
Sundiy qeselar yulina qunder, ul keselar nigmatlanderelgan ham kunellare nurli bulgan;paygambarlarnen haliqqa qursatqan yulga.
Sinen acuinda bulgannar yulina kunderma.
Ham azgin bulgan qeselarnen yulina kunderma, yagni nasaralar kebek adasqannar yulina kunderma.
(Nasaralar - xristian dinennan ciqqan seqtilar)



Bu fatiha surasenda din islamnin asili bulgan oc olug masalaga qursata.
Berse. Allah tagala boten galamne haliq ham tarbiya ituce dip magrifat kilu.
Ikencese. Qiyamat qonenda yaxsiliq ham yamanliqqa caza buluina isanu.
Ocencese. Dinya ham axiratta bahetle bulu ocen Allahe tagala qili bulirga kiraklegena kursata.
Din islamnin asisli bulgan oc olug masalanen qisqaliqta anlatilgan  bulganligi ocen bu surane paygambarebez "Qiran anasi" diep atagan.
Bu sura cide ayat bulip farz namazda ikesar martaba uqilganligi ocen "Ikecar uqila torgan" dip atalgan.



Sezga uqirga cinel bulsin ocen qisqaca tatar hareflarne nicek dores yazarga kursatam:
C - ж (жилак), ч.
S - Ш
G - г
Q - к
W - в, у
X - х
Y - й
A - а (аби)
O - о (ой)
U - у, у (урдак)
E - э/е
N - n (tin_)
I - ы

2. Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, также сказал:
«(Однажды) когда мы находились в обществе посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепителъно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал.
Он сел напротив пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал:
"О Мухаммад, поведай мне об исламе".
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это".
(Этот человек) сказал:
"Ты сказал правду",
- а мы подивились тому, что он задаёт пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вопросы и подтверждает правдивость его слов.
(Потом) он сказал: "А теперь поведай мне о вере".
(Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям),) сказал:
"(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного",
- (и этот человек снова) сказал: "Ты сказал правду".
(Потом) он сказал: "Поведай мне о чистосердечии' ".
(Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) сказал:
"(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, ( помня о том, что) Он, поистине, видит тебя".
(Потом) он сказал. "(А теперь) поведай мне об этом Часе".
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос".
Он сказал: "Тогда поведай мне о его признаках ".
Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
" (Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ".
А потом (этот человек) ушёл, когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), спросил:
"О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?"
Я сказал: "Аллах и посланник Его знают об этом лучше ".
(Тогда) он сказал: "Поистине это - Джибрил, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии. "»
(Муслим, Ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Наса'и.)

http://www.crimean.org/islam/hadis_hadisi.asp?set=hadis_40&kniga=1&glava=2


"Кочуя меж селами из края в край,
Кочевью заранее путь выбирай.

Блажен, кто заране к кочевью готов:
Цветет его взор от успешных трудов.

Но ложью не тешься: спеши, не спеши,
Конец всех кочевий - в безвестной глуши.

И - бек ли ты, раб ли - беспечным не будь:
Не вечен ты, смерть преградит тебе путь.

Живи восемнадцать ли, тысячу лет -
Ты смертен, - оставь по себе добрый след!

И нищ ли ты, беден, имущ ли, богат,
А жизнь твою дни без остатка съедят!

Да будь ты величьем взнесен до небес,
А смотришь - под черной землею исчез!

И кто бесполезную жизнь проживет,
Тот сам себя сжег, он - бесчувственный скот!

Кто телом здоров, а тщетою объят,
Нелепа вся жизнь его жалкая, брат.

О брат, не печалься печалью моей,
Горюй о себе, о себе слезы лей.

Тщета сего мира страшней западни:
Заманит и хлопнет, - к приманке не льни.

И если тебе счастья вдоволь дано,
Не верь его ласкам: не вечно оно.

http://kitap.net.ru/balasaguni2.php

Юсуф Баласагуни
БЛАГОДАТНОЕ ЗНАНИЕ

Габдулла Тукай
ШУРӘЛЕ
I

Нәкъ Казан артында бардыр бер авыл —
«Кырлай» диләр;

Җырлаганда көй өчен, «тавыклары җырлай», диләр.
Гәрчә анда тугъмасам да, мин бераз торган идем;
Җирне әз-мәз тырмалап, чәчкән идем, урган идем.
Ул авылның, һич онытмыйм, һәрьягы урман иде,
Ул болын, яшел үләннәр хәтфәдән юрган иде.
Зурмы, дисәң, зур түгелдер, бу авыл бик кечкенә;
Халкының эчкән суы бик кечкенә — инеш кенә.
Анда бик салкын вә бик эссе түгел, урта һава;
Җил дә вактында исеп, яңгыр да вактында ява.
Урманында кып-кызыл кура җиләк тә җир җиләк;
Күз ачып йомганчы, һичшиксез, җыярсың бер чиләк.
Бик хозур! Рәт-рәт тора, гаскәр кеби, чыршы, нарат;
Төпләрендә ятканым бар, хәл җыеп, күккә карап.
Юкә, каеннар төбендә кузгалаклар, гөмбәләр
Берлә бергә үсә аллы-гөлле гөлләр, гонҗәләр.
Ак, кызыл, ал, сап-сары, зәңгәр, яшелдән чәчкәләр;
һәр тарафка тәмле исләр чәчкәли бу чәчкәләр.
Үпкәлиләр чәчкәләрне төрле төсле күбәләк-
ләр килеп, киткән булып, тагын да шунда чүгәләп.
Бервакыт чут-чут итеп сайрый Ходайның кошлары;
Китә җаннарны кисеп, ярып садаи хушлары.
Монда бульварлар, клуб һәм танцевальня, цирк та шул;
Монда оркестр, театрлар да шул, концерт та шул.
Зур бу урман: читләре күренмидер, диңгез кеби,
Биниһая, бихисаптыр, гаскәри Чыңгыз кеби.
Кылт итеп искә төшәдер намнары, дәүләтләре
Карт бабайларның, моны күрсәң, бөтен Сауләтләре.
Ачыла алдында тарихтан театр пәрдәсе:
Аһ! дисең, без ник болай соң? без дә Хакның бәндәсе.

II

http://kitap.net.ru/balasaguni2.php
_________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий