пятница, 12 марта 2010 г.

Татарские рыцари Великой Руси



Распад Золотой Орды ознаменовал собой исход кочевников из ее пределов в поисках лучшей доли. Это объяснялось тем, что воину, каковым считал себя каждый член  кочевого племени, способный верхом и при оружии пойти в поход, оседать на земле и заниматься ее обработкой было неприлично. В поисках нового пристанища тюркские племена дошли даже до Литвы и Польши, предложив тамошним властителям свои услуги в качестве вооруженной силы. С точки зрения современного человека это был род своеобразного наемничества, когда тому или иному государю служили за  земельный надел. На Руси в эти годы (50-ые годы 15 века) возникло Касимовское ханство, об истории которого мы писали в первой книге “Тайны татарского народа”. В этой главе хотелось бы подробнее остановиться на гораздо менее освещаемом историческом факте -возникновении района компактного расселения татар в Нижегородской области. Еще в 4 веке нашей эры этот край испытал на себе результаты великого преселения народов -через его земли прошел гуннский племенной союз, который протянул сс собой из Приуралья угров и сарматов. Таким образом, уже тогда в Мещере присутствовал компонент, общий  для всех тюрков. Его принесли  племена хунну, возникшие в Центральной Азии.  Таким образом можно говорить о более глубоком родстве и общих корнях нижегородских мишар и казанских татар в частности, и тюркоязычных племен, живущих на территории современной России вообще. В 8-9 веках на территории Мещеры обитали  племена, которые в русских летописях носят название мещеряков (мишарей) и буртасов. Они приняли ислам, который принесли проповедники из Волжской Булгарии предположительно в  9-10 веке. В 10-11 веках в этот район стали проникать племена половцев. Происхождение нижегородских татар тесно связано с Мещерой. В древности под этим названием понимались земли в  бассейне среднего течения Оки  - восточная часть Московской, почти вся Владимирская губерния, в правобережье - Рязанская губерния. Затем Мещера разделилась на русскую и татарскую части - северная Мещера стала русской, а южная - татарской. В дальнейшем Мещера расширяется на юго-восток, охватывая бассейны рек Цна и Мокша, верховья Дона.
В эпоху русской колонизации (XVI-XVII)  Мещерой называли сравнительно небольшую территорию, расположенную в среднем течении Оки, включающем  низовья рек Мокша и Цна. Учитывая важное стратегическое значение Мещеры, на этой территории, кроме Касимовского уезда, были учреждены Кадомский, Елатьминский, Шацкий, а также Темниковский уезды, хотя мещерские татары обитали в верховьях Дона, Цны, Суры, в бассейнах рек Мокша, Битюг, Хопер. Эти земли продолжали называть польской Украиной.
  С Мещерой связан не только этноним “мишар”, но и другое название нижегородских татар - “нижгар” как созвучный вариант этнонимов “маджар”, “мачяр” и “мишар”. Татары с Мещеры переселялись  дальше на юг и восток - в Подонье, Среднее Поволжье и Приуралье и далее в Сибирь. Татар-мишарей в Башкирии, Оренбурге долго называли мещеряками.
В связи с тем, что Мещера была открыта для проникновения различных этносов в ней уживались и смешивались различные религии и культуры, что находило отражение в и в быте, и в языке, и в верованиях, и в мировоззрении. Так по замечанию Н.А.Самойловича  “единая система названий дней недели наблюдается на обширном пространстве от мещеряков Сергачского уезда Нижегородской губернии до турков Анатолии и Балканского полуострова”. Она представляет собой названия собственного мишарского происхождения, в основе которых, по мнению А.Н.Самойловича, лежат  представления о сотворении мира.
Это - понедельник, по-тюркски - баш кень, начало сотворения мира; вторник, буш кень - продолжение творения, ; среда, чэршэмбэ - пятый день недели по исламу; четверг, кече атна кень - канун  недели по исламу, пятница, джума кень - главный день  недели по исламу; суббота, атнараскень - день между двумя неделями - исламской и христианской; воскресенье, базар кень - базарный день.
Язык мишарей относится к западному диалекту татарского языка. Он вобрал в себя множество русских слов. Это -прежде всего слова, обозначающие предметы хозяйственного  обихода. Однако, исследователи-тюркологи отмечают, что в языке мишарей сохранились старо-тюркские слова, которые отсутствуют в языке современных казанских татар. 
В 13 веке монгольское нашествие кардинально изменило положение на Нижегородчине. Тюркские воины -выходцы  из Орды начали селиться на юге Нижегородской области в конце 13 века. Возможно, одним из первых их поселений стал город Сараклыч у слияния рек Сарова и Сатис. Разразившаяся во второй половине 14 века социально-экологическая катастрофа заставила трюкские кочевые племена искать новые места для ведения хозяйства и  осваивать, в том числе,  земли Волжско-Сурского района. Примерно в то же время (ок.1365года) в летописях впервые упоминаются поселения мусульман на Нижегородской земле. С того времени и начался сложный процесс взаимодействия местных этносов и выходцев из Орды, приведший к формированию нижегородских татар, этнические корни которых довольно не однородны.
В 15 веке с образованием касимовского ханства начался сложный процесс взаимодействия христианства и ислама в России. Известно, что во главе по началу вассального, а потом вошедшего в состав империи на правах “автономии” Касимовского ханства стояли чингизиды -выходцы из Орды. Само ханство являлось “поставщиком” воинских формирований  для Московских государей и одновременно очагом распространения ислама  среди населения юго-восточных окраин княжества Московского. Этому способствовала полная религиозная автономия Касимовского ханства. Москва шла на сотрудничество с ордынским выходцами, признавая их религиозные права и наделяя правами гражданским вовсе не из-за своей веротерпимости, а исходя из конкретных реалий обстановки, окруженная со всех сторон врагами с Востока -многочисленными Ордами и ханствами, образовавшимися после развала Золотой Орды, с Запада -сильной Речью Посполитой, с севера Новгородской республикой, претендовавшей на главенство в межкняжеском соперничестве. В сложные времена, которыми изобиловали 15 и 16 века московским государям было выгодно иметь силы, на которые можно было опереться в решении политических проблем военными способами.
       Таким образом возникновение первых татарских поселений на Нижегородчине связано с выходцами с  территории разваливающейся Золотой Орды  (села Сафаджай, Петряксы и Медяна).
       Своеобразие  статуса татар заключалось в том, что, являясь служилыми людьми и, получая землю в обмен на военную службу они выпадали из процесса закрепощения крестьянского населения Руси и оставались лично свободными. Татарские деревни Нижегородчины  не знали крепостного права на протяжении всей своей истории. Они   по своей форме напоминали казачьи общины.
       Служилые татары делились на два разряда - новокрещены, мурзы, князья татарские и городовые казаки. Татары назывались  городовыми казаками, потому что первоначально они селились вокруг Касимовского городка и, будучи  военными, участовали в походах русских государей, несли станичную и сторожевую службу, за свой счет покупая боевых коней, необходимое снаряжение и совмещали военную службу с крестьянским трудом. В ряде случаев селения по казачьей традиции назывались “юртами”.
Городовые казаки выступали в походы, наряду с дворянами, боярскими детьми, мурзами, татарскими князьями и включались в состав городового (уездного) отряда или полка. Во время походов они получали денежное жалованье. Эти дальние изнурительные походы требовали полной отдачи сил и средств в ущерб своему хозяйству.
Служилые татары Арзамасского уезда  делились на две категории: помещики по четвертному праву и владельцы отдельных нетатарских селений. По четвертному праву татары наделялись поместьями в местностях, в основном, с татарским населением. В отличие от других служилых людей, они вели хозяйство  общинных началах, сочетая службу с хозяйственными делами. Как правило, они владели небольшими поместьями (15-20 четей). Часть служилых татар наделялась не только землей, но и крестьянами, обязанными обеспечить кормление для нормальной службы.
Служилые татары участвовали в многоичисленных походах русских князей против казанского ханства. Эти, достаточно парадоксальные, на первый взгляд действия объяснялись довольно противоречивой политикой самого Казанского ханства. Правящая элита   ханства не представляла собой единого целого. Она разделилась на партии, поддерживая различных претендентов на ханский престол. Естественно, что этим не преминули воспоьзоваться соседи. Началом такой борьбы с вовлечением иностранных сил стала попытка посадить на казанский трон  касимовского царевича Касима, которая, впрочем, закончилась провалом. Однако, к 1480 годам расслоение правящей элиты Казани проявилось со всей силой. К этому времени внвь встал вопрос о престолонаследии. В той ситуации можно выделить две партии -тех,  кто ратовал за укрепление отношений  с Ногайской ордой и через нее с Туркестаном и тех, кто выступал за укрепеление отношений с Россией. В тот момент победу одержала партия сторонников Ногайской орды, посадившая на престол хана Али, а его оппонент хан Мухаммед-Эмин отправился в Россию, где ему в управление был отдан город Кашира. Между 1482 и 1487 годами русское правительство играло на противоречиях обеих партий, оказыая помощь то одной из них, то другой. В 1484 году победу одержала русская партия. Хан Али был низложен и трон занял Мухаммад-Эмин. Однако новый хан оказался не способен справляться с делами государства,  Ногайская партия взяла верх  и восстановила на престоле Али. Весной 1487 года русское войско осадило Казань. Прорусская  партия вновь низложила Али и  заключила мир с Россией. Арестованный Али был выдан русским, а престол снова занял Мухаммед-Эмин. Сторонники восточной партии быи казнены. По условиям договоров Казанское ханство обязывалось не воевать против России, не выбирать себе нового хана без согласия великого князя, охранять интересы  русских людей, находящихся в ханстве. Таким образом русское правительство стремилось к соблюдению и укреплению сових экономических интересов, сремясь выйти на Волгу и по ней на среденазиатский рынок, дял чего необходим был стабильный и прочный мир, а так же гарантии безопасности русскому торговому люду, ведшему коммерческие дела с Востоком и в качестве перевалочной базы  и рынка сбыта, использовавшего Казань.
       Однако, Восточная партия, не смотря на тяжелое поражение, не потеряла надежды на реванш. Весной 1495 года ее приверженцы обратились за помощью к сибирскому хану, пообещав в случае успеха посадить на престол сибирского же царевича Мамука. Эта попытка увенчалась успехом и бывший хан Мухаммед-Эмин вновь бежал в Россию. Однако Мамук явно не подходил на роль казанского государя, так как ему чужды были казанские порядки и он принялся их изменять в соответствии со своими нравами. Он вошел в конфликт с руководителями Восточной партии и местным населением.
Приверженцы Восточной партии поняли свою ошибку и во главе с князем Кель-Ахмедом, в свое время руководившим смещением Мухаммед-Эмина составили новый заговор, который завершился удалением с казанского трона сибирского царевича. Однако ни Кель-Ахмед, ни  его сторонник по Восточной партии не желали возвращения на трон Мухаммед-Эмина и вместо него на престол возвели его брата Абдул-Латифа. Абдул-Латиф вырос в Крымском ханстве, но находился на московской службе. По вступлению на престол он возобновил выгодные Москве двухсторонние договоры. Однако хан начал проводить  антимосковскую политику, чем настроил против себя промосковскую партию и в 1502 году был низложен опять-таки при деятельном участии Кель-Ахмета, который на этот раз выступил за союз с Россией. На престол был вновь возведен хан Мухамед-Эмин. Череда переворотов и  передача престола представителям иностарнных государств, а так же вмешательство во внутренние дела Казанского ханства ярко свидетельствуют о том, что бывшее некогда мощным и независимым государством ханство уже значительно утеряло свою мощь и самостоятельность и начало преварщаться в разменную монету в геополитических играх Москвы, Крыма и Сибири. Однако Воцарившийся на казанском престоле Мухамед-Эмин неожиданно сменил политическую ориентацию и повел антирусскую политику. В 1505 году в Казани было организовано нападение на  многочисленных русских торговцев, товары которых были разграблены, многие из них были убиты или обращены в рабство. Вслед за этим разразилась война, продлившаяся до марта 1507 года. В 1506 году  русские войска потерпели под Казанью сильное поражение, но в 1507 году  Мухаммед-Эмин начал переговоры и соглсился заключить мир на условиях востановления старых договоров. По мнению историков, вся эта война была затеяна прорусски настренным Мухаммед-Эмином для того, чтобы укрепиться на престоле с одной стороны, осовбодившись от влияния русских, а с другой стороны сняв с себя упреки в том, что он является иностранным ставленником. С 1507 по 1518 годы  отношения между Казанским ханством и Русским государством развивались. Хан вернулся  к русофильской политике  и заключил с великим князем “мир вечный...и любовь недвижиму покуда Бог даст”.
В 1518 году Мухаммед-Эмин тяжело заболел  и умер. С его смертью пресеклась целая династия, основанная ханом Улу-Мухаммедом. Вновь встал вопрос о престолонаследии. Ближайшими родственниками угасшей династии были крымские царевичи, сыновья хана Менгли, однако Москва неожиданно предложила кандидатуру Касимовского царевича Шах-Али, который не имел никаких прав на казанский  престол. Он воспитывался  в России  и не питал вражды к русским. Даже провозглашение Шах-Али казанским ханом состоялось в Москве.  Шах-Али заключил союз с Россией, скрепив его торжественной клятвой. Однако в Казани Шах-Али был непопулярен.   Он по сути дела являлся номинальным правителем, а всеми делами руководил русский посол Федор Карпов. Оппозиционная Восточная партия начала поднимать голову. В 1521 году она тайно установила  сношения в крымским ханством, пообещав в случае поддержки государственного переворота посадить на престол крымского царевича Сагиба. При приближении крымского войска правительство растерялось и не смогло оказать ему никакого сопротивления. Шах-Али бежал в Москву. После воцарения Сагиб-Гирея началась война с Россией. Союзное крымско-казанское войско осадило Москву, великий князь Василий бежал в Волоколамск.  Союзники сожгли все московские предместья, а осада Москвы, не подготовленной к длительному сопротивлению грозила падением города. В этой связи русское правительство вынуждено было пойти на мирные переговоры. По условиям мира Москва обязалась платить крымцам дань. В 1523 году со взятием союзной России Астрахани крымцами началась новая война между крымцами и  их союзниками казанцами  и русскими. В Казани вновь было совершено избиение русских купцов, при которм погиб и сам русский посол.  Контрударом со стороны России стал захват части территории направом берегу реки Суры, принадлежавшей Казанскому ханству и основание там города Васильсурска. В связи с тем, что новое правительство Крыма не горело желанием воевать с Россией, а Россия,  в свою очередь не желала мириться с Казанью казанцы решили через голову крымцев обратиться за поддержкой к Османской империи. Казанцы заключили с турецким слутаном Сулейманом договор согласно которму они признали верховную власть турецкого султана, казанский хан назначался турецким правительством, а Турция в свою очередь предоставляла  казанцам помощь в борьбе с Россией. В 1524 году Сагиб-Гирей неожиданно покидает Казань и  приезжает в Константинополь, где добивается от султана Сулеймана назначения на крымский престол, взамен себя же он оставляет в Казани своего племянника  Сафа-Гирея. Тем временем Москва возобновила военные действия против Казани. Казань опять была взята в осаду, но в очередной раз казанцам удалось отбиться от русских, нанеся им значительные потери и вновь начались переговоры о мире. Согласно его условиям Москва признала Сафа-Гирея казанским ханом. При этом  русское правительство запретило русским ездить на  казанскую ярмарку, учредив “альтернативную” ярмарку в Нижнем Новгороде. Однако война вновь вспыхнула  с новой силой в 1530 году. Снова русские осаждали Казань и в который раз в результате умелых действий осажденных и действий в тылу русского войска (казанцы завхатили пищали, которые везли русским стрельцам)  московское наступление удалось отбить и был вновь заключен  мир. Однако Москва не оставила планов возвраить свое былое влияние на Казань  и для этого переманила на свою сторону часть предствителей знати, которые сгруппирвоались вокруг царевны Ковгоршад - сестры хана Мухаммед-Эмина, последней представительницы ушедшей династии. Русское правительство пообещало поддержку движению, направленному против Сафа-Гирея и восстановление договоров, действовавших при Мухаммед-Эмине. На каазанский престол русские предлагали Шах-Али.
В мае 1531 года, узнав, что заговор раскрыт   заговрщики открыто выступили против хана Сафа-Гирея и лишили его престола. Бывший хан бежал в Ногайскую орду. Были казнены видные представители Восточной партии. По согласованию с образованным  в Казани временным правительством на казанский  престол был посажен не Шах-Али, к котормому казанцы относились с неприязнью, а его брат Джан-Али. Однако вместо малолетнего хана государством управляло временное правительство во главе с царевной Ковгоршад. Однако в 1533 году с кончиной Василия III влияние Москвы на Казань ослабло и этим не преминуло воспользоваться временное правительство. Оно быстро перориентировало свою политику, отаказвшись от союза с Россией. Джан-Али был убит, а на престол вновь приглашен не так давно изгнанный хан Сафа-Гирей.  Второе его правление было еще более неспокойным. Среди недовольной засильем крымцев казанской знати сформировалась оппозиция, возглавялемая князем Булатом, которая, конечно же, искала поддержки у России. В 1542 году с помощью крымцев удалось предотвратить очередной  поход русских на Казань, чему немало способствовало падение  правительства Бельских, и приход им на смену Шуйских, позиции которых во внешней полиитке были достаточно слабы. Однако, по призыву  казанской оппозиции русские в 1545 году выступили в поход против Казани, но опять неудачно: оппозиции не удалось поднять восстание и русское войско вынуждено было повернуть от стен Казани обратно на родину. Однако этим дело не кончилось. В 1546 раздавленная, казалось бы, оппозиция все-таки даже без поддержки России сумела направить народ против крымцев и организовать переворот, в результате которго Сафа-Гирей был вновь свергнут с престола, а многие крымцы были убиты.  После этого было образовано временное правительство, во главе которой стояли лидеры прорусской партии и по соглашению с русскими на казанский престол вновь сел Шах-Али. Вся эта чехарда с ханами, любой из которых -независимо от происхождения был лишь игрушкой в руках сильных и враждебных друг другу иностранных государств, использовавших Казанское ханство в качестве разменной фигуры в своей политической борьбе показывает, что дергадация власти и системный кризис в Казанском ханстве очень быстро нарастали. Развязка была уже не за горами и чем дольше она затягивалась, тем ужаснее она должна была быть. Особенность ситуации состояла еще и в том, что Российское государство к этому времени уже настолько укрепилось, что чувствовало в себе силы поглотить Казанское ханство.  Однако эпопея продолжалась: при поддержке ногайцев низложенный хан Сафа-Гирей осадил Казань. Временное правительство было слабым и ему не удалось организовать сопротивление. Шах-Али уже в который раз вынужден был бежать из Казани и скрываться да так, что о его  местонахождении в течение долгого времени не блыо известно ни русским, ни татарам. Новый старый хан казнил самых видных представителей временного правительства и сторонников русской партии. В Казань были “завезены” в большом количестве крымцы, которые и составили основу нового правительства. Однако в 1549 году хан Сафа-Гирей в возрасте 42 лет скоропостижно скончался. Вопрос о престолонаследии был сильно запутан -хан имел нескольких жен и сыновей от каждой из них. Многочисленые интриги с выбором нового хана, в которых участвовали и Османская Порта и Крым закончились  возведением на ханский престол малолетнего Утямыша -сына царицы Сююн-Бике, одной из жен покойного Сафа-Гирея, которая стала регентом при сыне. Основу правительства вновь составили крымцы во главе с огланом Кощаком. Характерно, что в своих действиях правительство опиралось на крымское войско, не доверяя местному населению. Русское правительство словно почуяло всю шаткость положения Казанского ханства и решило окончательно подмять его под себя. С 1548 года молодой царь Иван, прозванный впоследствие Грозным при идеологической поддержке митрополита Макария организовывал ежегодные походы на Казань. Пока они заканчивались неудачно, но русские непрерывно наращивали свои силы, а крымское войско, составляющее основу военной силы казанцев было малочисленнее и хуже вооружено и не могло предпринимать активных действий.   Логика развития и укрепления русского  централизованного государства требовала непрерывного расширения территории, освоения новых земель, захвата и создания новых рынков. Все эти элементы присутствовали в политике России по отношению к Казани. Они не были чем-то исключительным -если относиться кэтому философски, то все государства в мире развиваются одинаково. Любое государство, которое хочет укрепиться должно непрерывно развиваться. В средние века в силу недостаточно развитой промышленности был только один путь развития государства -экстенсивный, то есть расширение территорий за счет соседей, включение их национального богатства в оборот государства-завоевателя. Естественно, что это нуждалось в идеологическом обосновании и в данном случае подавалось русским духовенством как борьба, мягко говоря, с неправославной верой. В связи с этим  была произведена реорганизация русского войска, формирован корпус стрельцов, привлечены иностранные специалисты в области артиллерии и  фортификации. При участии казнских эмигрантов был составлен план поэтапных действий по завоеванию Казанского ханства, предусматривавший свержение крымской династии, замена хана на русского наместника и присоединения к России правого берега Волги.
Согласно этому плану в устье реки Свияги была построена русская  крепость. Одновременно к Казани начали стягиваться русские войска. Русское првительство организовало прямой подкуп черемис и чувашей, проживавших на територии ханства с целью склонить их на свою сторону и тем самым обезопасить свои тылы. Русские войска блокировали подвоз продовольствия по Волге и Каме. “…Люди великого князя Волгою от Василь-города и по Каму, а Камою вверх по Вятке и Вяткою верх по всем перевозам дети боярские и стрельцы, и казаки крепко стоят…” Население Казани, обвиняя во всем  правительство оглана Кощака, проводившего политку конфронтации с русскими выступило против крымцев и свергло правительство. Крымцы бежали, но, переправляясь через Каму, были пленены русскими, превезены в Москву и казнены.  После бегства крымцев было сформировано новое правительство, которое немедленно начало переговоры о мире. Правительство согласилось признать ханом Шах-Али, выдать царевну Сююн-бике с сыном русским властям, а так же освободить всех русских пленных. Одновременно русское правительство известило Шах-Али о том ,что ему в управление будет отдан Арский край и луговая сторона, а горная сторона войдет в состав русского государства.  Казанцы выступали против разделеления государства, но русские, чувствуя свою  силу, настаивали на этом. В итоге было решено созвать Курултай, на котором должна была быть решена участь единого Казанского ханства. На состоявшемся 14 августа 1551 года курултае присутствовали представители духовенства воглаве с Имамом Кул-Шарифом, огланы во главе с Худай-Кулом и князья  и мурзы во главе  с Нур-Али. Русские продолжали настаивать на разделе ханства и  требовали полной отмены рабства для русских людей и их немедленного освобождения. Казанцы вынуждены были согласиться с этими условиями. Однако среди населения стало зреть недовольство новыми порядками. Знать требовала от хана Шах-Али, чтобы он добился пересмотра договора с русскими. Одновременно начал зреть заговор сибирского князя Бибарса Растова, направленный против хана и русского посланника. Однако он был раскрыт и его участники убиты. В связи с этим русское правительство решило вплотную приступить к замене хана на русского наместника. В сотвтествии с этим планом предусматривалось сохранение в Казани мусульманской администрации, причем русскому наместнику предосталвялось право назначения на должности и смещение с них, сохранение финансовой автономии Казанского ханства,   право царя, а не наместника наделять своих подданных землей в бывшем ханстве.
В феврале 1552 года Шах-Али был низложен с престола. 7 марта казанцы присягнули на    верность рускому царю. 9 марта к Казани прибыл назначенный русский наместник князь Семен Микулинский. Однако, дело приняло свосем неожиданный оборот: трое сопровождавших  Микулинского казанцев князья Ислам, Кебек и мурза Алике Нарыков отделившись от кортежа князя въехали в Казань и распртсранили слух о том, что русские  готовятся учинить резню. Ворота города были заперты и казанцы начали вооружаться. Два дня продолжались бесплодные переговоры князя Микулинского с представителями казанской знати. Ворота открыты не были и князь ни с чем уехал в Свияжск. Добровольное присоединение Казанского ханства к России не состоялось и теперь казанцам предстояло заплатить за это и заплатить дорого.
Новое казанское правительство решило перейти к наступательной тактике. На престол был приглашен ногайский хан Ядыгар. Казанское войско повело наступление на горную сторону, которая тут же присоединилась к казанцам, так что у русских в руках остался только Свияжск.
Русское правительство поняв,что мирным путем присоединить Казань не удастся стало готовиться к серьезной войне. В Свяжск была стянута тяжелая осадная артиллерия, боеприпасы и снаряжение. Было собрано огромное войско в 150 тысяч человек, которое 22 августа окружило Казань. Началась осада по всем тогдашним правилам европейского военного искусства, с применением новейших для того времени технических средств. 30 сентября была взорвана одна из стен Казани и 2 октября русские войска ворвались в город.
Множество историков с давних времен и до наших дней давали описания бойни, произошедшей  в Казани, от которых кровь стынет в жилах. Не повторяя этих описаний стоит отметить, что все население тогдашней Казани -60 000 человек было истреблено, а город полностью разграблен и сожжен. Позже он был отстроен фактически на новом месте по проектам русских архитекторов и принял облик обычного русского города. От старой Казани -столицы Казанского ханства почти ничего не осталось. Так закончилась история незваисимого Казанского ханства, павшего жертвой интриг знати, опиравшейся на иностранную силу и не способной проводить независимую политику.
       После падения Казани власти начали расселять лояльных им служилых татар на землях, ранее принадлежавших казанцам. К этому периоду относится появление  татарских поселений в районе современного Арзамаса.  В 1586 году по распоряжению царя Федора Ивановича и по наказу наместника Никифора Клементьева местный чиновник Андрей Головачев обследовал пустоши в арзамасском уезде, для того чтобы поселить там группу татар из-под Кадома. “Лета 1586 г. октября в 15 день по государеву цареве и великого князя грамоте и по наказу наместника и воеводы Никифора Павловича Клементьева, ездил Ондрей Головачов за Шатковский лес в Юрьевскую пустошь Сойманова отделяти ту пустошь кадомским тотарам Алтышу Алышеву с товарищи, 20 человеком. … И Ондрей, измерив ту землю, отдал по наказу кадомским татарам: Алтышу Алышеву, да Чирювчию Руштанову, да Ивану Елгозину, да Ишию да Пилюшу Носаевым, да Бокаю да Ишию Сабанчеевым детем, да Агулу Таниеву, да Бигильдею Елкаеву, да Донаю Тоболдину, да Чермонтаю Енгурчееву, да Теребердею Токаеву, да Бодушу Могозину, да Байку Тевкаеву, да Тенебяку Сивиниеву, да Туляшу Байкиеву, да Янсаре Олекину, да Розгозе Теребердыеву, да Итемгану Семенову, да Енговату Борашеву, и всем им дано на человека, отмерев, земли по 15 чети в поле, а дву потому-же.”
(Арзамасские поместные акты. М., № 35, 1915)
Вскоре в мае 1595 года еще одна группа кадомских татар в числе 20 человек во главе с Алагулой Тикевым получила заброшенные мордвой земли в арзамасском уезде. Тогда же  землю  в арзамасском уезде получили мурзы Чекей Енгильдеев, Уразлей Полтинин, которые должны были привести с собой своих служилых людей, которых так же планировалось наделить поместьями.
Если служилый татарин умирал, то его земля передавалась другому служилому татарину.
Об этом можно узнать по косвенным свидетельствам - служилый татарин Чапкун Капкунаев добивается передачи ему выморочной земли его брата Богдана, находившейсся  на реке Келе среди поместий 20 кадомских татар во главе с  Семакаем Кутлеяровым. Возможно, что кадомские татары размещались там  с целью привлечения их к службе на алатырской засечной черте.
Еще одна группа татар прибыла из Кадома в 1595 году. Возглавлял ее Чикей Енгильдеев, предпринявший попытку объединить кадомских татар с мурзами.
Однако площадь земельных наделов -15 четей на человека не удовлетворяла вновь прибывших
Решение этого вопроса из-за начала Великой смуты в России затянулось. Мурзы добивались поместий с крестьянами. Кучкай мурза князь Сабаев, сын Мустафин основал свое селение на территории Алатырского уезда рядом с мордовской деревней Пожарки. Это селение существует и поныне под названием Кочко-Пожарки (Пожарки Кучкая).
В  то же время Чикей Енгильдеев и его помощник Уразлей Полтинин возглавили движение камкинских татар за возвращение на свою старую родину с верховьев речки Пуза (приток реки Сатис). Селение в течение XVII века носило двойное название - Камкино-Чикеев Усад.
По их примеру  Алтышко Алтышев  основал селение, которое получило название Алтышево. Его сын Бекбулат Алтышев дважды в 1603 и 1607 гг. наделяется землей в татарской деревне Камкино.
Вопрос о времени появления  татарских сел  в этих местах до конца не выяснен, так как никто глубоко им не занимался. К началу русской колонизации в Пьянско-Присурском районе, в том числе к северу от нижнего течения Пьяны тоже имелось несколько татарских центров:  Присурье, на реке Киша, впадающей в р.Суру;  Собачий остров на речке Медянке;  Мангушево с вотчинами мангушевских и кечасовских мурз в верховьях реки Пара;  Запьянье в районе Гагина - Ветошкина - Юрьева;  Камкино, на Пьяне. К северу от Пьяны находилось татарское селение Маклаково.
К древним татарским селениям, сохранившимся поныне, относится татарское село Камкино на Пьяне. Оно возникло одновременно с Мангушевым и Сафаджаем (Красной Горкой) вскоре после того как возникло Казанское ханство. В 70-80-е годы XVI века камкинцы были направлены на службу на засечной черте на реке Пуза, где образовали казачью станицу, назвав ее также Камкино (ныне называется Комкино Первомайского района). В начале XVII в. они добились возвращения на свою старую родину.
Большинство названий селений носит географический характер, то есть  с учетом характера местности, где расположены эти селения. Например, Ендовище (Йандауича), Ключище (Суыксу), Краснояр (Кызыл Яр), Овечий Овраг (Куй суы), Красный Остров (Краснай), Красная Горка (Сафаджай), Анда (по названию реки), Базлово ( Бозлау) и другие - всего около 20 татарских селений.
Есть ряд селений, получившие названия по именам основателей. Это, прежде всего, относится к Уразу и его товарищам. К этому разряду названий можно отнести второе название Камкина - Чикеев Усад (Чикей ауылы), Петряксы ( в переводе с чувашского - Петров выселок), Кочко-Пожарки ( Кучкай Пожары), Шубино (Шуба иле). С именем основателя связывают обычно название Татарского Маклакова.
       При первых Романовых, которые старались опираться на возникающий институт дворянства  служилые татары продолжали наделяться землей в южных районах Нижегородчины. Так при Михаиле Федоровиче группа татар из 18 человек получила земли в Арзамасском уезде  на реке Келе. Каждому из них было выделено 15 десятин земли. “Московского государства Боярин и Воевода Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, да стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский с товарищи по совету всей земли приговорили: Алатырскаго города Баюшу Мурзе Разгильдееву за его многую службу и за раденье, что он в прошлом де в 120 (1612) году служил… и за ту его, за многую службу и за отечество, дать ему, Баюшу Мурзе Разгильдееву, Княжества, и в предь у них того княжества и у его детей и у его родства не отымати” (Сборник исторических и стат.материалов о Симбирской губернии. Симб., 1868. С.259-260).
Тогда же группе служилых татар были переданы земли в урочищах реки Пьяны и в оврагах Суходола. “за реку за Пьяну через землю князя Мамеша Мустафина с товарищи, да через землю Нижегородской Мордвы деревни Юмарги. Алманаи Елмаметев с товарищи 24 чел. Нам били челом, чтобы Нам их пожаловать тое примерную землю, што примерено к их деревне Ивановской сверх их дач велети дать в поместье детям, братьям и племянникам Ахмамета Багельдеева с товарищи. А оный де Алманаи Елмаметев, с товарищи о той примерной земле Нам не челобитчики, а в Алатырских писцовых книгах письма и меры Дмитрия Пушечникова, да подьячего Афанасья Костяева 132 и 133 (1624-25) года написано: деревня Ивановская, што была в поместье за Григорьем Кулебяковым с братьею да за Селионом Верховским, а в ней 4 двора служилых верстанных татар Алманом Елмаметева с товарищи, до 16 дворов служилых же неверстанных татар; пошли паханыя и перелогу и дикого поля добрые земли 300 четь в поле, а в дву потому жз сена по конец поль и меж пашни 25 дес., на десятине по 20 копен, а лес им сечь хоромный и дровяной за рекою за Пьяною, а ездить им через дачи Арзамасских мурз Ждана Мустафина с товарищи; а дана им та земля в службу и в оброк, а оброку нам платить и с пошлинами по 3 руб. на год”.
С тех пор татары живут на этих землях вот уже четыре века. В каждой вновь образуемой деревне строилась деревянная мечеть.
       Бунт под предводительством Степана Разина потряс поволжские земли. Государство стало изымать земли у лиц, причастных к бунту, в том числе и у служилых татар. Их передавали в первую очередь тем татарам, которые   изъявляли желание принять православие. Так например новокрещену Алексею Мустафину  передали во владение  поместья по реке Пьяне, ранее принадлежавшие участникам разинского бунта Ивлаши Асланову, Бибаки Викаеву, Бигильды  Анельдину, Игимайке Вишнякову. Мустафин, участвовавший в подавлении бунта получил 150 четей пашни, сенокосы и другие угодья.
       Между тем отношения между государством и мусульманами были в значительной степени осложнены стремлением центральной власти  сделать более однородным конфессиональный состав империи и поощрявшей переход иноверцев в православие.  В 1593 году была издана грамота о сломе всех мечетей в деревнях, где жили вместе крещеные и некрещеные татары, а в 1686 году вышел  указ “О справе поместий после некрещенных мурз и татар”, согласно которому если у умершего не оставалось некрещенных потомков, то его поместья передавались его крещенным родственникам. Часть служилых татар,  приняв крещение в дальнейшем пополнила ряды русского   дворянства. Те же, кто не желал менять религию, лишались  своих поместий и переводились в разряд крестьян. К концу XVIII в. мурзы потеряли свои привилегии.
С 1628 г. служилым татарам запрещается владеть православными крепостными людьми. Эта норма закрепляется в Соборном Уложении 1649 года. Для сохранения своих поместий неправославные помещики обязаны были принять крещение. В 1681 году издается указ об изъятии у мурз и татар поместий и вотчин, населенных христианами и, если они откажутся принять крещение и передаче их мордве.
В 18 веке продолжилось давление на татар-мусульман. При Петре I было ликвидировано сословие служилых татар. Большая часть татар-мишарей, лишившись статуса служилых татар перешла в разряд государственных крестьян. Отличались они от крепостных тем, что несли феодальные повинности в пользу государства и были лично свободными. Особенно распоясались власти по отношению к инородцам в конце XVII - нач. XVIII вв., когда в Арзамасском и Алатырском уездах начался самовольный захват их земель, что поощрялось  местным духовенством. “Всякий русский, всякий христианин имел полное право сделать всякое насилие некрещенному: у мордвина, у черемисина, всякой нехристи волен он был отнять любую собственность -и земли, и  воды, и леса, и бортовые угодья, и рекища. Мало того волен был отнять имущество, отнять скот и самый дом. Мало и этого: волен был некрещенного самого и со всем семейством забрать себе в рабство, а в случае сопротивления отнять саму жизнь”. (Нижегородские епарихиальные ведомости, 1864, №21)
Часть татар -мишарей была приписана к Казанской Адмиралтейской конторе и занималась заготовкой леса для строительства кораблей, работая на лесоповалах. О тяжести этой работы свидетельствует  тот факт, что уже в советское время на заготовке леса работали преимущественно заключенные. Татары Нижегородского края были отправлены на строительство Санкт-Петербурга, в числе  поволжских татар были направлены в Баку, переселялись в Башкирию, Оренбуржье.
По капризу Петра I, издавшего указ за полгода окрестить всех алатырских, курмышских татар, началась массовая христианизация, продолжавшаяся несколько десятилетий.
  Полным ходом шло строительство церквей в тех деревнях, где жили перешедшие в православие “инородцы” и одновременно ломались мечети. В нижегородской епархии насчитывалось 11 таких деревень.
Однако татары всячески протестовали против насильственного обращения в веру. Только в 1747 году приказная изба алатырских дворцовых сел по рапорту нижегородского епископа Дмитрия  зафиксировала 30 случаев отказа новокрещенов носить кресты, а так же, что “новокрещены продолжают совращаться в магометанскую веру”. В 1756 году, учитывая негативный для себя опыт воссатния мусульман  во главе с Батыршой в 1755 году Сенат был вынужден признать, что “если сломать все мечети …и если это до разглашения дойдет  в такие места где между магометанами  в других государствах живут люди греческого вероисповедания и построены божьи церкви, и не произошло б какого тем церквам утеснения”. Вместе с тем, будучи в основе православной, власть решила всячески граничивать строительство мечетей, исходя из количества прихожан -не менее 200 на одну мечеть, а так же  следить за тем, чтобы мусульмане не склоняли  русских и новокрещен в свою веру.
Новый этап в развитии татарских поселений приходится на 1779 год, когда было создано Нижегородское наместничество. 24 татарских деревни перешли  в подчинение вновь образованной территориальной единицы, а 10  оказались в 1780 году в составе Симбирского наместничества. В эти же годы по просьбе Екатерины II в Нижегородской семинарии под руководством архимандрита Дамаскина был составлен пятиязычный словарь народов, населяющих Нижегородскую епархию. В сборе материалов для словаря принимали участие священники, семинаристы, татарские муллы. Лексический состав словаря отражает быт, верования, культуру “инородцев”. Кроме того,  I том содержит предисловие, содержащее исторические и этнографические сведения из жизни “инородцев”.
В частности, Дамаскин пишет о том, что нижегородские татары “употребляют в своем письме буквы арапские, коим обучились у казанских татар, знающих весьма мало. Татары пишут и левым своим на письме сообщается побольшой части российскими письменами”. Сообщается и о том, что они относятся к татарам, но “называются по своему наречию мешари... Немногие из них обращены в христианскую веру - но и они ведут жизнь по привычным своим обрядам. У них есть свои абызы, которые разумеют на арабском языке и “Алкоран” толкуют”.
Срегачский уезд стал центром татарской общины Нижегородской губернии. К середине 19 века здесь существовало 18 деревень. К этому времени закончилось формирование основных поселений как центров татаро-мусульманского населения.    Между татарскими деревнями, не смотря на то, что они относились к разным административным образованиям существовали тесные  хозяйственные, торговые, деловые, кровно-родственные,  конфессиональные, дружеские и прочие связи, что обеспечивало относительную целостность этнической группы татар-мишарей.   Татары-мишари занимались преимущественно земледелием, но так же  разводили и до сих пор разводят много домашнего скота, особенно овец. Своих полей для выпаса у них не хватало и они арендовали у помещиков  их озимые поля. В 19 веке в связи с тем, что государством был взят курс на “терпимость” по отношению к неправославным вероисповеданиям, и в частности к исламу и отказ от силовых методов решения проблем взаимодействия между различными этносами империи отмечается значительный рост численности  татар-мишарей. С 1795 по 1897 годы их численность увеличилась более чем в 2,4 раза.
По мере роста численности населения все больше и больше ощущался недостаток пахотной земли, количество которй не увеличивалось. Примерно за тот же срок, что возросла численность населения, так же 2,4 раза уменьшилась площадь земли в расчете на одного едока. Это означало, что определенная часть татарского населения не могла обеспечить свои материальные потребности. В связи с этим началось развиваться отходничество -уход в другие города и волости и занятие трудом в качестве наемных рабочих. Татары служили извозчиками, грузчиками, дворниками, истопниками в больших городах. Особенно много их было в Москве, Петербурге. В частности в тогдашней столице Российской империи татарская община насчитывала  7300 человек. Даже в прислуге Зимнего дворца было немало татар.   Они нанимались работать на шахтах, на баржах,  становились узельщиками, развозя товары.  В Петербурге она даже получили прозвище “халатников”, так как большинство из них занималось торговлей старыми  вещами. В Москве они торговали “узлом”, нося свой товар - кружева и старье в узлах. В Нижнем Новгороде татары-мишари работали на мельницах, перерабатывающих крупы и на разных заводах. В Костроме мишари служили извозчиками, некоторые -матросами на речных судах. Некоторые из них, разбогатев, становились судовладельцами. В Астрахани мишари также в основном были извозчиками. Мишари были искуссными коновалами. Мишарских коновалов можно было встретить по всей России. Они попадали даже в Китай и Японию, откуда привозили различные товары: ковры, ткани, шелк, и продавали их в европейской части России.   Оседая в городах, они старались жить сообща, образуя маленькие татарские общины. Их можно было встретить на бескрайних просторах Российской империи от Финляндии до Дальнего Востока. Из  их среды выделялись наиболее удачливые, котрые сумели  относительно разбогатеть и завести собственное дело, как правило, небольшое - открывали магазины, чайные. В деревнях они строили добротные дома с погребами из камня, в которых хранили свой товар.
       Следует отметить, что при всех жизненных трудностях татары-мишари не забывали о пользе просвещения. В каждой деревне было несколько мечетей, а при ней функционировали мектебы -начальные школы, а в  некоторых селах более высокие по статусу школы -медресе. Среди них выделялись  два медресе в Собачьем острове и Красном Острове. Здесь готовили мулл и муаллимов. Благодаря широкому распространению этих начальных конфессиональных школ почти все  население татарских сел умело читать и писать. Муллы и муаллимы составляли слой деревенской интеллигенции. Однако татары в то время избегали получения светского образования на русском языке. Этому  так же противилось местное духовенство, объясняя свои действия тем, что получение такого образования ведет к русификации и христианизации, а на деле во многом выполняя установку официальных российских властей, которым не нужны были образованные “инородцы”.  Хотя в  отличие от Нижегородчины в Казани уже вовсю действовали новметодные медресе, в которых кроме традиционного богословия преподавали и светские предметы, и учили русский язык. В целом население татарских деревень оставалось консервативным, ведь самой насущной для него была фактически проблема выживания в иноязычной среде и поэтому все вопросы, связанные с политикой они предпочитали обходить стороной.  Поэтому, начавшееся в первые годы 20-го века татарское  общественное-политическое движение и реформаторское движенеие не встретило ширкого отклика среди татар-мишарей. Так, например, отвечая на запрос губернатора о деятельности “Всероссийского мусульманского союза” на территории губернии начальник Нижегородского жандармского управления отвечал: “Деятельность этого союза в губернии не замечена”. Однако  события 1917 года, первернувшие Россию не могли обойти стороной и Нижегородский край, и населявших его татар-мишарей. С фронтов Первой мирвой войны возвращались в родные деревни солдаты, сознание которых было изменено большевистской пропагандой. Наиболее активные из них стали проводниками политики новой власти на местах. Они создавали первые Советы в татарских деревнях, и вовлекали молодежь в политическую деятельность. Весной 1917 года в Нижнем Новгороде  группой  революционно настроенных татар был создан  “Мусульманский комитет  Нижегородского района”, преобразованный позже в “Мусульманский социалистический комитет”, который стал проводником идей Советской власти среди татар-мишарей. Под руководством просоветски настроенных активистов начался передел земли, замена системы мусульманского образования на советскую  и другие преобразования в соответствии с директивами Советской власти.
1917 год в  корне изменил привычный уклад жизни татар-мусульман. Начались репрессии против всех, кто выступал против  произвола, творимого комиссарами и партийными чиновниками. Хрестоматийным примером из жизни мусульман в период  гражданской войны стал массовый расстрел в деревне Семеновская Сергачского уезда. Причиной расправы стало недовольство жителей села произволом, творимым уездными партийцами и комиссарами, проводившими самочинные обыски и реквизиции, угоны скота, грабеж утвари,  личных вещей и продовольствия. При этом они ссылались на распоряжения из центра и даже на декреты Ленина.  Недовольство местных жителей, возмущенных подобным поведением коммунистов и комиссара вылилось в попытку оказания сопротивления и привело к гибели четырех  партийных активистов 13 января 1919 года. В тот же день в деревню прибыл отряд красноармейцев во главе с председателем Сергачской ЧК Михельсоном. Им было введено военное положение в деревне и расстреляно по официальным данным 40 человек. В ночь с 13 на 14 января прибыл еще один отряд красноармейцев. Они забирали из домов ценные вещи и требовали с местных жителей деньги за то, чтобы сохранить их жизнь. Было расстреляно еще 48 человек, среди них семеро мулл из сел Семеновка и Пошатово. Они не имели никакого отношения к восстанию, но им предъявили обвинение в том, что они “пьют кровь трудового народа”. Имамы Ш.Аксянов, Ж. Айнетдинов и М.Сагаров были раздеты до белья, у них отобрали все деньги и документы, вывели на двор и расстреляли. Расстреляли и тех, кто копал могилу для расстрелянных. В феврале 1919 года по  жалобе жителей деревни Семеновка  Нижегородский ревтрибунал постановил расследовать это дело. Начальник  Сергачской ЧК Михельсон, уездный военный комиссар Михаил Санаев и ряд местных партийных активистов были привлечены  к суду революционного трибунала, но 3 декабря 1919 года амнистированы. Все организаторы расстрела в последствие занимали руководящие должности в партийном и советском аппарате и были репрессированы в конце 30-х годов как “враги народа”. 19 июня 1999 года на месте расстрела жителей и мулл деревни Семеновка был открыт монумент памяти всем репрессированным за годы Советской власти мусульман.
В дальнейшем жизнь татарских сел Нижегородчины проходила так же как и жизнь других городов и сел России, оказавшихся в составе Советского государства. В 1930 году, по рекомендации ВЦИК, был учрежден Кзыл-Октябрьский татарский район (с центром в селе Уразовка), объединявший 28 из 35 татарских деревень. Остальные деревни находились в составе Сергачского (2), Спасского (4), Княгининского (1) районов, 1 татарское селение (дер.Верзеляй) расположеное на юго-западе области, входит в состав Первомайского района. В военные годы из состава Кзыл-Октябрьского района был выделен еще один татарский район - Петряксинский (с центром в селе Петряксы). Национальные районы, которые сыграли большую роль в проведении политики Советской власти, существовали до преобразования районов в производственные управления. В дальнейшем татарские деревни оказались в составе Краснооктябрьского, Пильнинского, Сергачского, Спасского, Сеченовского и Княгининского районов. Национальные районы  были упразднены . Во всех деревнях были созданы колхозы.
Уже в начале 20-х годов начинается борьба с религией и набирает ход атеистическая пропаганда. В 1929 году началсь  кампания по закрытию мечетей, продолжавшаяся вплоть до начала  Великой Отечественной войны. Началсь борьба с “чуждыми элементами”, под которыми  чаще  всего подразумевались торговцы и духовенство. Так  делегаты Горьковского краевого совещания нацмен-татар, прошедшего в 1929 году призывали к беспощадной борьбе с султангалиевщиной, максимальному вытеснению старых традиций, вытеснению кулаков  и мулл. После выхода постановления ВЦИК и СНК РСФСР “О религиозных объединениях” в 1929 году и инструкции “О проведении в жизнь законодательства о культах” начались открытые репрессии против мусульманского духовенства. С 1933 по 1937 годы по обвинениям в связях с “контрреволюционной татарской националистической организацией и агентурой иностранных разведок” было осуждено в общей сложности 76 представителей мусульманского духовенства, и были закрыты все мечети. Они были переданы колхозам и использовались под хозяйственные постройки, клубы и школы. Лишь в 1947 году  по настоятельным просьбам верующих были открыты три мечети в селах Малое Рыбушкино, Андреевка и Ендовищи. Только в конце 80-х годов, когда власти официально отказались от политики государственного атеизма начали регистироваться мусульманские общины и открываться мечети во всех деревнях, где было мусульманское  население.
В наши дни когда колхозы развалились и снова встал вопрсо о выживании татры-мишари Нижегородской области вновь вспомнили о том ,чо их кормили отхожие промыслы. Наиболее смекалистые занялись мелкой торговлей -главным образом продукцией сельского хозяйства. Другая часть подалась на заработки в Москву.
Нижегородские татары по праву гордятся тем, что они являются частью великого народа, каким являются татары Поволжья и Приуралья. Они гордятся и тем, что  связали свою судьбу с Русью, Россией, верно служили ей, прошли весь исторический путь развития Российского государства с русским и другим народами, деля с ними радости и горести, сохранив при этом язык, религию, культуру и традиции своих предков .
http://kitap.net.ru/farisov/2-2.php

2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Интересная статья, спасибо большое.

    Но надо сказать, что еще множество нелепых фактов официальной романовской истории "о плохих татарах" торчат как шила из мешка и служат делу противопоставления татар русским и другим народам-Землякам.

    Например, одно государство ("русское") воюющее уже пару сотен лет с другим ("татарским"), строит в глубоком тылу противника, (прямо возле его столицы!) крепость - "базу для завоевания". А эти татары, будучи "злейшими врагами русских", преспокойно наблюдают сие строительство - понятно, что не в глуши строилась та крепость. Ну, там еще много смешных нелепостей.
    И множество фактов из историографии, скрываемых от нас доныне, в корне противоречат как сей "казанской истории" так и вообще курсу истории Романовых «о вековечной вражде русских и татар».
    Например, о дани (подданстве): по свидетельству английского посла Д. Флетчера, дань платили "московские правители татарским дивей-мурзам, за что они участвовали на договорных условиях в войнах Московиина Западе, а татары считали своими и те земли, которые лежали западнее их страны, включая Москву" – у англичанина речь идет о конце 16-го – начале 17-го веков, и именно о татарах Московии, Поволжья и Урала. А до того еще тот же Иван Грозный повелевал своим подчиненным князьям "платить выход (дань) в татарские просторы, как наш предок Иван III завещал" - об этом свидетельствуют дошедшие до нас документы московского государства (см. подробнее в книгах "Великая Орда: друзья, враги и наследники: Московско-татарская коалиция, XIV-XVI вв.)" и "Наследие татар" (автор книг историк-гумилевец Г.Р. Еникеев).
    Надо сказать, много мифов курса офиц.истории, доставшегося нам от романовых-западников, уже развеяно, и выяснено, для чего и кто их сочиняли.
    Так и с "Казанской историей": как совершенно верно заметил независимый историк-тюрколог Мурад Аджи, “Иван Грозный не брал Казань - спокойно, спокойно, это так, - он был для этого слишком слаб и беспомощен, более того, у него не было войска!
    Это высказывание Мурада Аджи полностью обосновано в книгах другого независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды” и “Великая Орда: друзья, враги и наследники”, а также в книге "Наследие татар".
    Так что западники лишились, наряду с черной легендой "о татарском нашествии и иге", основного мифа официстории, сочиненного для противопоставления татар народам-землякам, и который изображал татар “врагами мирных народов России, почти полностью уничтоженными войсками русского царя Ивана Грозного”. Ведь "Казанская история" ("Казанский летописец"), и все то, что было сочинено в XVIII-XVIII вв. в продолжение ее - это политический миф, сочиненный и "раскрученный" романовскими (прозападными) историками-идеологами, попами и муллами для узаконения их власти и "морального подавления" и противопоставления друг другу Ордынцев (татар, русских и прочих Земляков), сопротивлявшихся колонизации романовыми-крестоносцами их Родины - Московии и великой Татарии.
    Подробно, аргументированно и логически обоснованно обо всем сказанном выше, да и не только об этом, а еще о многом, сокрытом от нас офиц.историками-западниками, изложено в книгах Г.Р.Еникеева.

    ОтветитьУдалить