понедельник, 13 февраля 2012 г.

Особенности пятничной молитвы у Казанских татар.




Въ пятницу, въ полдень, Джумага-на-мазы имеетъ: ики ракэгатъ тахйятъ мечеть намазы, дюртъ ракэгатъ суннетъ; послъ этаго мулла идетъ на ка-федру и читаетъ х у т ь б у; по окончании хуть-бы, мулла читаетъ молитву за Русскаго Госу­даря , Августейшую Его Фамилию и за воинство; а посли молитвы, сходитъ съ кафедры и становится на свое место предъ м и х р а б ъ. Потомъ ики ракэгатъ фарызъ, дюртъ ракэгатъ суннетъ, дюртъ ракегатъ ахыръ-уйлэ намазы и ики ракэгатъ ушбу вахытъ нама-з ы. Всего поклоновъ 54; вся служба Пятницы совершается, какъ въ npoчиe дни, по утру. .
Въ то время, когда мужчины отправляютъ Богослужение въ мечетяхъ, женщины молятся дома.
Только по Пятницамъ въ полдень мулла въ мечети съ важностью всходитъ на кафедру, держа въ рукахъ длинную березовую палку.
Вступивъ на вторую ступеньку кафедры, садит­ся, какъ бы уставший, потомъ поднимается вы­ше ; тогда пономарь (азанча) приближается къ нему и тихо говорить А з а н ъ , т. е. самую ту молитву, которую онъ передъ этимъ гром­ко прокричалъ съ минарета. Мулла , наклонив­шись на палку, печально и гнусливымъ голосомъ произносить хутьбу , или проповедь , состо­ящую изъ весьма короткихъ наставлений и окон-чивающуюся произнесениемъ первой главы Ал­корана.
На вопросъ мой: почему у Татаръ муллы говорятъ проповедь, съ палкою въ руке, между темъ какъ у Турокъ это делается съ саблею въ руке? мне отвечали, что въ земляхъ, завое-ванныхъ вооруженною рукою, употребляется на кафедръ сабля, а въ земляхъ, покоренныхъ безъ кровопролития, употребляется при упомя-нутомъ случае палка.
(К. Фукс)

Комментариев нет:

Отправить комментарий