среда, 22 февраля 2012 г.

Женщины Казанских татар.

Ж е н щ и н ы.
Жевщина встаетъ обыкновевно ран е мужчинъ, выгоняетъ скотъ
на пастбпще л томъ илп даетъ кормъ, ставигь самоваръ, готовитъ
завтракъ, когда мужъ отправляется на работу, убираетъ избу,
моитъ нары (почти ежедневно), полъ р ж и бол е по четв ргаиъ.
Стирка б лья плохая^ кое-какъ и н бучагъ. Богатые употр б-
ляютъ и 'мыло, б даы - золу для холщевыхъ ткан й и то р дко.
Бол е нсбр жныя несутъ б ль на р ку въ ведрахъ, которы вы-
поласкиваютъ аа р к , наливаютъ въ нихъ воду, или въ ннхъ же
и приносятъ домой б лъе.
Прядутъ и ткутъ не охотно. Въ Болыпо-Менг рской волости \ х "
даже и не с ютъ коноплю. Рубашки шыотъ болыи д вушки, изъ
покувного матеріала. Ткацкихъ станковъ въ избахъ я не видалъ.
Въ полевыхъ работахъ: жнутъ, гребутъ с но, полютъ. Пахать,
какъ у русскихъ, татарки не пойдутъ; конечно исключпт льные
случаи бываютъ, такъ въ Казаабаш , въ безлошадной семь , на
огород — я вид лъ, что мужнкъ тащилъ coxy, а баба управляла ею.
Косм тику—пудру н б лила любятъ, а также румяна и суро-
иятъ р снпцы, когда идутъ въ гости. Зубы красятъ бол е старые
люди и жены муллъ, изъ уваженія къ старымъ обычаяыъ 2 ) . Ногти
тож красятъ, но мало (чередой).
^ Существуетъ преданіе у кассимовскихъ татаръ, что Петръ Великій
принялъ эту мечеть за храмъ и перекрестился, а когда узыалъ свою
ошибку, то изъ пушки вел лъ разрушить ее верхушку. Но просьбы та-
таръ будто бы уб дплп Государя оставпть имъ этотъ единственный у
нихъ молитвенный домъ.
а) Какъ у врача быліі случаи, когда обращались за сов томъ - из-
Оавить ихъ отъ черноты зубовъ, посл долгаго употребленія краскп. На-
тираютъ обычно деревяпной палочкой, посыпая зубы щепоткой, пудрой
изъ чернильнаго ор ха.
— 40 —
Одежда татарокъ: топдой одежды у шгхъ мало, носятъ болыпе
т логр йки (безрукавки). Еслц топлая од жда и шьется для пут -
ш ствія, то только на шорсти, это находятъ практиян е (ваты),
такъ какъ е всогда можно употребить въ д ло.
Изъ трохъ народностей, встр чавшихся мн въ Казанскомъ
у зд : русскпхъ, чер мисъ и татаръ, ихъ женскій полъ по отно-
ш нію къ крестьянскому хозяйству и труду, можно распред лнть
такъ. Первое м сто занимаотъ яоремиска, за ней русская женщина
и посл дней будетъ татарка. Чоримискп-жонщииы въ работ ие
уступаютъ мужьямъ.
Кром работы по дому оо можно вид ть нер дко дущую въ
л съ за дровами, въ городъ съ л сомъ (доски, бревна) или на
пашн п на с нокос съ когой въ рукахъ. Положеніе женщины
у татаръ, по корану, до н которой ст п ни продставляется -полно-
правнымъ. А. Б. Агаевъ 1) говоритъ, что она управляетъ и рас-
полагаетъ евопмъ имущ ствомъ, н завпсимо отъ мужа; этотъ по-
сл дніи не въ прав тробовать отъ нея ничего, кром кормлонія
грудныхъ д тей.
Оиа должна мужу только в рностыо и повиновенісмъ и зто
посл днее въ прод лахъ разумныхъ требованій; если же она бдитъ
и смотрптъ за хозяйствомъ мужа, то это лишь по доброй вол и
по любвп къ мужу.
Въ жизнп татарской женщішы коранъ коночно иало помогаетъ.
Уже различныя поговорки, какъ и у русекихъ, характеризуютъ
полоясеніе женщины. «Рай для жоны находится подъ пяткой мужа»,
видимо поговорка эта есть извращеніе словъ пророка «Вогь по-
м стилъ рай у ногъ матери». Есть и у татаръ поговорки: «волосъ
дологъ, умъ коротокъз..
Въ книг А. Надеждина (Права и знаясніе жонщины) есть
указанів;, что мусулъманскіс мудрецы, между ыногими своими изр -
ченіями, унижающими женщину, даютъ такой практическій сов тъ
мужьямъ, опираясь разум ется, и на коранъ, п на жизненнып
опытъ и преданіе. «Если ты находишься въ крайне-затруднитоль-
номъ положеніи, говорятъ мужу восточные наставники, и не знаешь,
что д лать, собери друзей своихъ, угости ихъ, изложи имъ все
д ло й постуіш, какъ они т б посов туютъ. Если н тъ у тебя
друзей, посов туііся съ первымъ встр чнымъ и исполни ого сов тъ.
*) Женщина по исламу и въ ислам . А. Агаевъ.
— 41 —
Ho если зъ эту ыинуту н тъ около тебя ни друзей, ші мужчинъ,
съ которыми ты могъ бы посов товаться, тогда пзложи обстоя-
тсльно все жен твосй, попроси ея сов та, выслушай тсрп ливо
все, что она теб скажетъ и ед лай совершонно наоборотъ тому,
что она т б посов туетъ>.
Очень инторесны нравы и воззр нія казанскпхъ татаръ начала
19 стол тія, Однажды Тоыасъ 1), бывшій проф. всеобщей исторіи : ^
при Казанскомъ университст , встр тилъ около тюрыіы татарку, l o j '"
горько плакавшуи. При разспросахъ ея оказалось, что она плачетъ . ^ , і ' ' /
о муж , посаженномъ въ тюрьму. Когда профессоръ сталъ допра- х^^
шивать ее, за какое преступленіе иопалъ мужъ въ тюрьму, то
татарка сквозь слезы отв чала: нпчего не сд лалъ, онъ пов сіілъ
жону, но пов силъ собственную ж ну и даже воревку не укралъ,
а купилъ.
Обыкповенно жена ухажпваетъ за мужемъ, снимая съ него
лаптп, нчнги, штаны. «Эй спнъ» (он ты) говорптъ обыкновенно
обрашясь мужъ къ жсн . сииі* й ^ ^ х ч ^&Ъ*
Жена-Я е хотя й можетъ говорить мужу «сшіай-таыъ» (тоб
говорю), но чаще; когда появятся д ти, обращаясь къ ыужу назы-
ваетъ его отцомъ. Д ти говорятъ отцу «атей» (батюшка).
Когда дутъ въ гости. ж н м сто въ т л г и въ подушкахъ,
чтобы показать, что онъ почитаетъ се.
Женщины скрываются въ дому только у богатыхъ, кон ста- ! * *
раются быть првм ромъ для другпхъ. Она но подаетъ вамъ рукп -
при муж , такъ какъ тотъ можетъ потробовать разводъ, но б зъ
мужа здороваются и любятъ поболтать. Закрываются отъ родни
мужа (мужчинъ), старшаго брата мужа, отъ младшаго н тъ, отъ
свекрови и отъ свекора.
Родятъ всегда въ пзб , посл родовъ ведутъ обязательно въ ,,.<*
башо на другой донь. Положеніс ее лучше, ч мъ у русской бабы.
Встаетъ посл родовъ у б дныхъ, малосемейныхъ на 6 день; у
богятыхъ на 20. На родинахъ, въ первый день—когда мулла прп-
ходитъ давать молитву, и 7-й деш. стряпаютъ сладко (жарптся
барапнна—гусь и rip.).
Ребенокъ по рождсніи обыкноионио пеленается н д ли 3, или
завертываотся въ чистыя простынки (тряпочкп) у б дныхъ и кла-
дотся иа подутки. Потомъ ихъ обыкновенно кладутъ пе въ зыбки,
*) Suvcnirs de Russie М. Prosper par Thomas 1844.
— 4:2 —
а лубочныя корзинки съ ручкой, удобныя для переноса ^ , л томъ-
употребляютъ повозки. По шаріату на 7 — 14 день мальчиковъ
и д вочекъ обязательно бр ютъ, на мальчика над ваютъ по рож-
деніи колпачекъ ыатерчатыи^ а когда буд тъ сид ть и ходить то-
тибетейку.
Обр заніе совершаютъ р же на 1-мъ году, такъ какъ жал ютъ
д теи, чаще на 3-мъ (2 болыие 3), когда минетъ 2 года, или на
5 году. Словомъ въ нечетный годъ ыожно совершать обр заніе.
Двухъ и четырехъ л тъ не обр зываютъ боясь, что умрутъ.
Между 5 — 6 годомъ обр заютъ потому, что тогда онъ, сознавая
боль, лежитъ поконн е.
Обр зані мъ занимаются крестьяне дереввп Масры, Кармышской
волости, Казанскаго у зда. За трудъ онп платы не просятъ, даетъ
кто ыожетъ: деньгами отъ 10—2 0 коп екъ до 3 рублей и обя-
{зательно каравай хл ба.
Инструы нтамп для операціи обр занія служатъ: деревянныя плн
дв металлическія палочки и простой перочинный ножъ (макарьев-
скій, т. е. съ Нижегородской ярмаркн, тотъ же, что и для брптья
головы). Опсрація производится быстро, посл чего края засыпаются
гнилушкамп (пногда preputium заворачивается осли она очень длинна,
изъ боязни чтобы не срослась). Посл этого бол ютъ около нед ли
(лежаіъ съ разведенными ногами, боясь шевельнутся).
Обрядъ этотъ получилъ только санкцію Магомета и, в роятно,
заиыствованъ изъ еврсйскаго закова.
Наблюд вія осложненій ири обр заніи незначительны, но попа-
дались врачамъ и завпсятъ отъ совершенія этои хирургическон
операціи лицамп, не говоря уж о познаніяхъ медицинскихъ, просто
н в жественныыл и грязными,
Добыть ыатеріалъ иллюстрирующій дурныя посл дствія обр занія,
у мусульманъ д ло не лсгкоо. Только съ достов рными наблюдо-
ніями, статпстическими, на основаніи научныхъ соображеній можио
поднять вопросъ объ упорядочоніи обряда обр занія «освященнаго
в ковыми ролигіозными традиціями, являющагося однпыъ изъ глав-
н йшихъ рстуаловъ ихъ религін и терпимаго повсюду и во вс
времена».
Обыкновонно при оспопрививаніи д тямъ годовичкамъ прихо-
дится откладывать привнтіе оспы «по бол зни». Въ числ тако-
^ Удобно и безопасно ставиіь на нары, она не перев рнется-
— 43 —
выхъ, нер дко, матери сами просятъ не привпвать^ говоря, что
ребенокъ посл обр занія, не охотно показывая что болптъ, такъ
какъ считаютъ это гр хомъ.
Въ Казанскомъ у зд есть селенія, наприм ръ: Новая Масра, і ^*
Кармышъ Казанбашъ, изъ которыхъ расходятся до 50 спеціалистовъ,
по разнымъ губерніямъ Европенской Россіи. Обыкновенно рсм сло |
это передается изъ рода въ родъ.
По шаріату дочь остается на попеченіи матери до возмужа-
лости (п рв. menstrua), ыальчикъ до 7 л тъ. Л тъ 7, а то и
раныпе малъчпкъ поступаетъ • въ школу.
Школьныя пом щенія для обучевія мальчиковъ строятся част-
ными лицами, жертвоват лями, коими и подд ржпваются. Родители
платятъ въ школу 20—30 коп. и болыпе, по достатку, что и идетъ
на отоплоніе и осв щеніс школы. Занимаются въ школахъ муллы
и ихъ помощники. Д вочекъ обучаютъ ж ны муллъ. Сколько въ
сел м чет и, столько и училищъ. Особоп опред ленной платы за
обученіе н тъ. Учені въ школахъ начинается когда выпадетъ сн гъ
и прекращается въ апр л , когда онъ растаетъ. Школі,ный воз- }j(>
растъ начинается съ 7 — 8 л тъ (5-л тки ходягь по доброй вол ,
за ними не сл дятъ: можетъ придтп и не приходитъ), учатся до
11 л тъ у б дныхъ и до 18 у богатыхъ.
Въ школахъ, которыя мн приходилось вид ть, довольно чисто
и св тло. Такъ какъ учащіеся сидятъ илп стоятъ на кол няхъ на
полу, то чтобы не было холодно, обычно, надъ поломъ устраиваотся
дсровянная эстрада въ четверть аршпна высоты. Парты у нихъ
нпз нькія отъ 7-—10 вершковъ, На верхвой параллсльной площадк
е (ішіриной въ 1/2 вершка) вр заны чернильшщы; скатд^ парты
сд ланъ йодъ углом около ^5 ^іппрпна ого 5 в ршковъ).
Собираются въ школ рано, еще темно, въ 7 часовъ u учатъ'.
азбуку, кто старше чнтаетъ книгп съ разсказамп, пли Алкораиъ.
Проучившись 2 часа, идутъ домоіі завтракать. Съ Э а часовъ пп-
иіутъ до 11/2. Зат ыъ пером на 1Д часа п опять ученіе до 2-хъ
часовъ. Съ 2-хъ часовъ и до заката об дъ и отдыхъ. Посл за-
ката солнца опять учені . Въ школахъ употребителъныя руковод-
ства таковы: азбука, книги съ разсказами, алкоранъ, грамматика
(если ыулла можетъ ео преподавать). Законъ Божіи,—толкующій
о молитв , пост , за какой гр хъ нужно отв чать и проч. Нашъ
Казанскій уроженецъ Абдулъ-Каюмъ Насыровъ оставилъ посл собя
до 40 сочиненіп: по физик , химіи, ботаник , зоологіп, ари метик ,
— 44 —
псторіи и гоографіи. Повпдимому естоствоішыя наукп у нихъ пре-
подаются мало. Какъ образчпкъ разбора учебника гсографіи, я
приведу слова проф. Н. . Катанова (Д ятсль № 4^ 1899 г.)
«Джаграфія—и муми (вссобщая гоогра()[)ія)», составлонной учи-
тел ыъ Гайфулла-Хаджи. Учебиикъ этотъ продназначенъ для д тей,
начпнающихъ учнться. Въ нозіъ им ются такія опрод ленія: «земля—
шаръ на подобіо апольсина», «с веръ—сторона зимняго холода»,
«островъ—зомля, окруженная со вс хъ сторонъ .моремъ», «морс
соленая вода».
Собственныя иііона транскрибпрованы не по европсйски, a no
восточному, прим ры: Ауропа, Франса, Парисъ (Парижъ)7 Зурихъ
(Цурихъ), Потня (Вотнпчоскій заливъ), Испичборгъ (Шпидберг нъ),
Сарскій сила (Царскоо село), Залтаузъ (гор. Златоу^тъ), Арулъ
(Оролъ гор.). Учебникъ кром терминовъ п собствонныхъ пменъ
не даетъ ничсго, какъ зам ча тъ проф. Н. . Катановъ.
Д нь у татаръ начпнается раио, старики встаютъ къ утренней
молптв , называемой Иртэнаыазъ, ііачпнающейся до воехода солнца
(л томъ въ 3 часа). Вставшп совершаютъ омовевіо п молятся
Богу, зат мъ б днякъ пьетъ чай (5 — 7 чашекъ) съ хл бомъ
(больше пшепичнын), л томъ поредъ работой варятъ картошку,
баламыкъ или кисоль изъ гречневой муки, въ средину кладутъ
кусокъ сала О н, обмакнувъ въ нсго лонску, дятъ; въ 11 — 1 2
часовъ дня опять чай п хл бъ.
Ужпнъ состоптъ изъ чаопитія съ хл бомъ п что-ипбудь горячее,
мясное «шулпа». Если н тіі мяса, то готовятъ «шулпу» такъ:
кипятятъ въ котл воду, потомъ запускаютъ р заныи картофель,
лапшу ^ п кладутъ кислаго молока. Челов къ средняго достатка
утро.мъ пьетъ чай съ хл боиъ и молокомъ, по пятшщамъ — куй-
мякъ (лепошки жидкія пзъ гречневой муки съ саломъ; сало: кир-
глзкос - баранье или коровьо масло, а зпмоп лошадиноо сало),
талканъ (пзъ гречневой мукп прп кипячоніи ее съ саломъ полу-
чается крупичатая масса). Въ полдеш. (11 — 1 2 час.) чай съ мо-
локомъ и хл бъ. На ужин («ашъ»— да) варнтся «шулта» и чай.
Шулпа собственио бульенъ (консоме), а мясо подаютъ отд льно.
Если ужинъ мясной, то чай пыотъ не всегда, Вогатый чолов къ
утромъ пьотъ чай съ каймакомъ (густыя вароныя слпвкп), подается
^ Лапшу готовятъ не такъ какъ у русскихъ, а д лаютъ сочеыь и
р жутъ на кзадратики. (Салма видимо вышла изъ употребленія и ее
называютъ почему-то галушкамн, говоря, чхо ее дятъ только хохлы).
— 45 —
разноо печсньо на масл съ япцами напр. Баурсакъ (сдобныя ле-
пешкп, круглой формы съ ор хъ), куйыакъ (пзъ б лой грсчневой
муки—родъ оладій, т сто ставится какъ на блпны). Перемяджь
(пярямязь)—^маленькія сдобные пирожки съ ыясомъ. Кумясь—это
тоже лепешки, но густыя. Об дъ: пельмсни, лапша, жаренып гусь,
утка и т, п. до 10 блюдъ п ппрогл (балышъ). Вочеромъ чай и (
горячая ппща.
Конииу употробляютъ болыие зимой. Л томъ лошадь нужна,
да и скоро портится, такъ какъ погребовъ н тъ, плп плохп, a
борочь большую тушу трудно. Кром того объясняютъ и такъ:
лошадиное сало но ыерзнетъ, стало быть тепл е п его для т плоты
нужно сть зимой, оно болыпе гр етъ по понятію мусульыаніша.
Л томъ дятъ конечио и коннну, особенно во время празд-
никовъ (Зіпна и др.), или когда при случа придется заколоть
лошадь (забол етъ, слоыаетъ ногу, е прикалываютъ и д лятъ).
Если варятъ конину, то сначала подаютъ ыясо, а зат мъ шулпу,
т. е. наваръ. Если бараішну варятъ, то сначала дятъ наваръ, a
мясо посл . Гусь, утки, ішдейкп всо большо варятся. Баранпиу
дятъ круглый годъ болыпо богатые людп.
При варсніп конина пріобр та тъ слогка ржавый впдъ; она
плотн другого мяса, съ запахомъ гуея, Мясо жоребятъ считается
бол е вкуснымъ н отличить его по наружиоііу виду отъ мяса ро-
гатаго скота возможно только по бол е розовому цв ту рогатаго
скота. Отличить мясо старой лошади можно по сильноиу развптію
межмышочной соодинитольной ткани, придающей ср замъ какъ-бы
мраморный видъ и бол е темный цв тъ.
Продажная ц на конины зішоп 92 года за пудъ была 2 руб. Р
20 коп. пли 3—4 и до 7 коп. фунтъ 1). Вол о ц нными счпта-
ются части: 1) бильдямя^ соотв тствующая фил йной частп; 2) ялъ
или подгривокъ и 3) казлыкъ (мышцы жпвота).
Коснувпгась пищи, нельзя обойтп молчані мъ и напитки. Квасъ •
татары не варятъ, пиво варятъ богатые, или когда праздшііш: са-
•) Ц на на конину по времени года колеблется такъ: весной отъ
7—8 коп., я томъ—8—Э ^ коп., осенью, когда н куда е вывозить, ц на
й1/2—& коп., эимой дорожа тъ 5—7 коп., такъ какъ скота за осень по-
убавятъ. Сало лошадпное продаютъ отъ 18—20 коп. за фунтъ. Въ селеиіи
Атн Казанскаго уііада ссть бойня для лошад й и коровъ, гд закалы-
ваютъ отъ 3—4,000 головъ крупнаго скота. Колка производится ножемъ:
р закъ заходитъ съ правой стороны лошади н между челюстью и глот-
кой д лаетъ иолулунный разр зъ. Лошадь Бріпшзывается къ столбу воз--
можно короче.
— 46 —
банъ, зіинъ, свадьбы, словомъ для гостеі. Для пива берется ржаная
мука, солодъ, солома и всо это ставятъ въ почь пр ть; иногда
подбавляютъ туда модъ.
Хл бъ растворяютъ не на гущ (такъ какъ квасу у нихъ н тъ),
а для закваски оставляютъ кусокъ т ста въ квашн . Пекутъ хл бъ
дня на 2 — 3 . Хл бъ д ржатъ въ чуланахъ и вообщ съ добнаго
въ избахъ н оставляютъ, пища готовится ex tempore, вотъ почему
в роятно у нихъ въ избахъ и тъ такого изобилія таракановъ, какъ
у русскихъ.
Относительно потрсблонія хмсльныхъ напптковъ у татаръ есть
^указанія у многихъ бытописателой. Такъ, П. Рычковъ (Опытъ Каз.
Ист., стр. 90) и въ «Ист. о Каз. дарств неизв стнаго сочин. ХУІ в.>
въ глав XV говорится о поход на Казаиь во время Василія III.
Татары на Арскомъ пол : «корчемствоваху и піяху зело»... <<граж-
дане вси мужи, и жены гуляюще—пьяну».
Хмельного было такъ много, что русскія войска, напавъ:
<внозапу аки снебеси сподоша на казанцевъ предр ченныя вои рус-
кия» н завлад въ добычей начали: «упиватпся безъ возд ржанія—
питіемъ варварсимъ... и спати до полудне, аки мертвы». Видимо,
хотя иусульманамъ и запрещаегь законъ пить хмельно , но они
его обходятъ.
Главныя доказательства, почему воспрещены хмельные напитки
.(по Мухтасаръ у-ль-викая); суть сл дующія: «напитки отнимаютъ
столь ц нный и благородный даръ Божій, какимъ являотся умъ,
выше котораго едва ли найдется что либо друго . Да спасетъ Го-
сподь Всевышній и Всемогущій чолов ка отъ такихъ напитковъ,
которые отнимаютъ у челов ка умъ!» Вода, къ которой прпкоснулся
пьяница или свинья, или волкъ считается нсчистой. Употребленіе
вина сравнивается съ идолопоклонствомъ (по корану); винод лі
есть дьявольское наученіе, нопьющій попада тъ въ рай и т. д. ^ .
Но, несмотря на такое категорическое запрещеніе всего хы льного,
н которые ученые мусульмане - юристы толкуютъ, что можно пить
всякое внно, осли его пить н до опьяненія, не терять сознаніе и
не во время вес лія пить, но для укр пленія т ла, для пищеварепія.
Другими, такъ сказать условно, допускаются папитки, получсппые
какъ изъ хл бныхъ зеренъ, такъ и сфабриковаішыо изъ какихъ-
либо сладостей. Вннпый уксусъ позволенъ закономъ. Онъ полозенъ
^ Смотри ст. пр. Катанова „Д ятель" № 4, 1899 г
— 47 —
л для здоровья, останавливая развитіо жолчи и ум ряетъ порывы
страстсй.
Жит йское сужденіс о потер ума пыощаго обыкновенно оц ни-
вается (взв пшвается) такъ. Спрашиваютъ пыощаго: Исми шари-
фын, нп-дыръ?, т. . имя святое твое что есть? или бол грубов;,
но тоже: ни отлы сынъ? что имя оси им ющій имя?
И вотъ сли онъ н можетъ уже б зъ заппнки произн сти сво
святое имя, то ему н дадутъ больше вина, да и самъ онъ, придя
въ такое состояні , но можетъ пить больш .
Относительно потребленія табака, про казанскихъ ннородцевъ
сложившаяся поговорка: «мордва съ трубкой—два, съ чубукомъ—
трп» указываетъ, что они никогда не разстаются съ трубкой. Нельзя
то же сказать про татаръ. Уже потому они меыыпе должны курить;
что въ изб , гд происходитъ и мол ні , они не курятъ и н поея-
гають, благодаря этоиу, на здоровъе своихъ семейныхъ. Нельзя
курить также п во время поста.
Трубку употробляоть бол чернорабочій людъ, онъ же куритъ
и вертунъ или «козыо ножку»; бол е зажиточные употробляютъ
папиросы п дешевыя сигары. Курить начинаютъ очень рано. Съ
10 л тъ начавшихъ курить отм чено у ыеня одинъ, съ 12-ти—
трое и вс съ поясненіомъ, что начали курить, когда пошли въ
чужіе люди. Съ 20 — 21 года число начавшихъ курить значи-
тельно возрастаетъ, къ 40 годам-ь многіе бросаютъ курить.

 Докторскую диссертацію лекаря АлексЬя Андреевича Сухарева подъ
заглавіемъ: „Казанскіе татары (у здъ Казанскій)

Комментариев нет:

Отправить комментарий