среда, 22 февраля 2012 г.

Браки Казанских татар

Б р а к и.
Обычно, прп заключсніп брачнаго договора у татаръ идетъ
торгъ о выкуп за нев сту, который называется «кальшъ», ннымп—
<магяръ». Условія договора заппсываются муллой въ особую
книгу, выдаваомую пзъ Оренбургскаго Мухаыеданскаго Духовнаго
Собранія.
Просыатрпвая копію этнхъ кнпгь по Казанскому уз ду, оказы-
вается, что калымъ колеблется отъ 2 0 0 — 1 2 5 — 80 — 40 и
до 7 рублей, да н то съ оговоркой, почтп у вс хъ, напр,, изъ
7 рублей выдано 5 рублой, а «остальные когда потрсбуотъ
жена».
Вступпвъ въ законный бракъ, жсна остаотся и иногда довольно
долго въ дом отца, а мужъ только прі зжаотъ къ ней.
Въ первыіі прі здъ жена стараотся спрятаться отъ мужа, и онъ
со должснъ отыскать. Наііти копсчно бываетъ нс трудно. Посл
:.того жена обязана уолужпть мужу, выражая т мъ господство мужа
падъ собой. Начпнастся съ развязывапія хитро запутаннаго кушака,
^ 58 г. не въ счету.
— 55 —
дал е идетъ снимані обуви, при чомъ «ичогіі», смазанные нарочно
саломъ, доставляютъ нс ма.ю сп хлопотъ. Одпнъ старпкъ разска-
зывалъ мн , что его научили намочить портянки, чтобы трудн е
было сеимать ичеги. Д йствптельно, молодушка такъ н не сняла
съ него обувь, да и саыъ-то я, говорптъ, нс могъ разуться.
Такъ и легъ спать. Положяли пхъ спать въ легкомъ пристро ,
въ ночь-же сд лалса сильный морозъ, пришлось пожертвовать
нокммп пчегами, разр завъ ихъ, прп чсмъ портяякп оказались
мерзлнми.
Вообще относптельно свадобь ппсалось мвого, почому и я не
стану на нихъ останавлпваться.
Разводъ у татаръ пропзводптся очснь просто. Достаточно ска-
зать трк раза жен «талак», какъ ужо разводъ состоялся, а посл
словъ: «ыин сіша талак бирдем> (я далъ теб разводъ) жена ухо-
дитъ изъ дома ыужа.
Мулла д лаетъ отм тки въ книгахъ о развод чаще въ такихъ
выражсніяхъ: «не было любвл взапмаои (спмпатіи)» или <н по-
слушная, нс уважала мужа>.
Изъ разсмотр нныхъ ыною 93 записсй брака (по подлиннымъ
кшігамъ) я нашслъ самый ранніп возрастъ ветуплонія въ бракъ
д впцъ 17 л тъ. Такихъ браковъ было три, при чомъ въ одномъ
случа мужу вдовцу было 48 л тъ, во второмъ мужу 25 л тъ и
въ треть мъ 22 года. Изь подсчета 14,300 браковъ (за 10 л тъ)
я получплъ, что какъ у мужчинъ (5,060 брак.), такъ и у ж н-
щинъ (5,673 брак.) яаиболыисо число браковъ совершаотся въ
возраст отъ 21—25 л тъ. Число браковъ у мужчинъ отъ 51 года
и старшс нонормально велнко, равняясь 1,033 брак. (у жон-
щпнъ-жо 407 браковъ). Вракп въ болыпинств случаевъ заклю-
чаются между холостыми и д вицами (8,602 бр.) и между вдо-
вами (ковечно п развсд пнымп) и вдовдаин (3,041 брак.).
По вроменамъ года: напбольшес число браковъ было въ
март (1,827), въ январ п іюв (по 1,521 брак.), въ иоябр
(1,469 бр.), въ феврал (1,318 бр.), октябр (1,241 бр.), апр л
(1,126 бр.) и наішсньпісс чпсло (371) было въ август (рабочее
вр«мя).
Пср ходпмъ теперь къ рождас.мости.
0 рождееіяхъ св д нія у насъ им ются за 10 л тъ (съ
1890 — 1900 г.) п составлсны он по т мъ-же источникамъ,
коими пользустся п губернскій статистическій коынтстъ.

Изъ раземотр нія этой таблицы впдно, что вс хъ родпвпшхся
за указанный періодъ (безъ ысртворождонныхъ) ыальчнковъ было
25^964, а д вочекъ 24,721, вссго-же 50,685 рождсній.
Въ средномъ въ годъ родится мальчиковъ 2,596 илп 51,2°/°,
а д вочекъ 2,472 илп 48,8%, а на 100 д вочекъ 105 мальчиковъ.
По отношенію къ населенію pro mille у казанекпхъ татаръ
(50.685,000:129,417) буд тъ 39,2.
Максимумъ рождсній прнходптея на ы сяца: январь (5,500),
ыартъ (4,870), докабрь (4,536) н іюль (4,460). Если мы возь-
— 58 —
ысмъ соотв тствующія этпмъ м сяцамъ и еяца зачатіп, то окажется7
что на этп м сяца какъ разъ прпходится п напбольшсс чпсло за-
ключонныхъ браковъ. Крол того, за эти-жс м сяца приходятся
вс крупньто татарскіо праздшікн, когда ііравов рные веселятся,
разъ зжая съ жснами по гостямъ. У мусульманнііа-же, какъ я го-
во])илъ^ порвое угощоніо это отправить гостой, т. с. мужа п жену
въ баню. Празднпкіі эти ел дующіе: въ апр л , какъ только земля
обсохнетъ, по деровнямъ пачпнастся сабанъ (посл -же пзъ доро-
вовь праздяикъ этотъ переносптся въ городъ».
Слово «сабан» значитТ) яровое поле, устраива тся этотъ празд-
никъ персдъ пос вомъ яровыхъ хл бовъ п, иадо прсдполагать, много
міиііаетъ своевремовяому пос ву. Ыо даромъ ссть русская пословица
«с й овесъ въ грязь, будсшь князь2>.
Въ Іюн тожо ость у вихъ праздникъ «жыйыя», русскіе
вазьтваютъ его зіпяъ. Этотъ праздвпкъ ечитастся ж нскимъ, въ
протпвоположность сабану. Разсказываіоть, что придумалъ его
одпнг богатып чслов къ, ліслая выдать свопхъ дочерей замужъ.
Оиъ устроплъ въ псрвып дсвь нод ли — «Джума>—въ пол пиръ,
и хорошо угостпвъ прпглаиіснньтхъ, показалъ свопхъ дочерсп. До-
черп его посл этого скоро вышлп замужъ. Сл доватольно, ЖЫЙБГН'Ъ
устрапвается съ той д льіО;, чтобы женскін полъ сблпзплся съ
мужчпнамп.
Въ март , по пропісствіп двухъ м сядовъ посл поста Рама-
зая;а, бываетъ праздвикъ Курбанъ; слово это считаютъ Арабскиыъ
(проф. Фуксъ) и зяачитъ оно жертвоприношсвЦ въ память Авра-
ама, прпноепвшаго въ жертву Богу сдпнственнаго свосго сына. Въ
этотъ депь закалыьаются бараны, ихъ варятъ и угощаются.


 Докторскую диссертацію лекаря АлексЬя Андреевича Сухарева подъ
заглавіемъ: „Казанскіе татары (у здъ Казанскій)

Комментариев нет:

Отправить комментарий