среда, 22 февраля 2012 г.

Мечети Казанских татар

І І е ч е т и.
Мечетп у- ыусульманъ Казанскаго у зда одинаковы съ прочими
муоульмаыамп Россіи, разд ляются: на соборныя и пятивременныя
— 38 —
или молптвенныо доіш. Вс хъ меч тей въ у зд , по собранкымъ.
мною св д ніямъ за 1901 годъ, было 185 деревянныхъ и 5 ка-
меввнхъ, т. е. 190 ^, Такъ какъ въ у зд 194 татарскихъ
пос лковъ, въ которыхъ 65,744 души мужского пола, то отсюда
(65,744: 190) полутаотся, что одна мечотьприходится на 346,02 душу
мужскаго населенія.
Въ 1552 году пов л ніе.мъ Грознаго «мизчити (моч ти) ихъ
разсыпа п попра», во по словамъ митрополита Гормогона: уж ч резъ
сорбкъ л тъ «отъ казанскаго взятья» мсчоти стали усил нно строиться
въ татарскихъ слободахъ, почему вторичво, по повол нію едора
Іоанновича (1593 г.), татаръ изъ Казапи выгнали и мечети ихъ.
разметали. Въ 1726 г. явилась камеиная мечеть съ мусульманскимъ
училйщеімъ. «Въ м стахъ, близкпхъ къ Казани, появилось множество
мечетей», построенныхъ н законно, по словаиъ проф. Малова, такъ
что въ 1742 году незаконно выстроенныя м чети сломали въ ко-
личеств 418 изъ 536;, числящпхся въ г. Казани и у зд , т. е.
осталось только 118 м четеп. Въ 1744 году указомъ отъ 22 іюня
разр шено вновь отстроить мечстя: для Еазани дв мечетп, a no
деревнямъ въ т хъ, гд 200—300 душъ мужского пола. Законъ-
этотъ и.м отъ силу п до сего врсмя, но, какъ видно изъ предыду-
щаго, число ыечетей съ 118 увеличилось только до 190 для Ка-
занскаго у зда. До 1767 года м стному преосвящевному, «какъ-
блюстителю в ры н благочестія въ своей епархіпз., давалось важное-
значевіо, что мы п видимъ при епископ казанскомъ Лук Кова-
щевяч (съ 173?—1755 г.), Конаиіевичъ былъ изв стевъ какъ
ревностйсш распрост])ангітель православія, настоялъ на уничтоженіи
418 м четей и. по словамъ проф. Загоскина^ приказалъ упичтожить
[іаЗвалНйЫ Др внягО гброда Булгаръ. И д йствйтельйО, как рбзуль-
татъ м р архипастыря, ыы видимъ и по сіо время до 22-хъ камней
съ надпясями въ фундамент церкви с. Успепскаго въ Булгарахъ.
Вообщо еянскояъ Лука былъ другихъ взглядовъ, ч мъ Мисаилъ въ
Касимовскомъ царств (см. стр. 105 Ист. города Касимова).
Мечетн должны строиться на площадяхъ или нс ближо 10 са-
женъ огь строевій н даже есть выработанныіі однообразный п.іанъ
постройки м чоти. Особенно старыхъ мечстей одва лн можно найти
въ Казанскомъ у зд (самая старая это въ Болгарахъ), нхъ, какъ
>) Въ 1846 г.. см. „Казанск. Губерн. В домости", Л1» 39 и 40, мечетей
было 149.
— 39 —
изв стно^ неоднократно ломали. Тяпъ меч ти касимовской, построенной
казанскимъ цар мъ Шихъ-Алеемъ и описанный Палласомъ, я ие
встр чалъ. Старыи ыинаретъ этой мечети сложенъ изъ неискусно
отесаннаго камня и представляетъ высокую круглую и широкую
башню, расположеввую на крутой гор такъ, что ова выглядитъ
очень красиво ^ .
Молитва женщинъ. Имъ прсдписывается в простирать руки впе •
р дъ, а держать сложенными на грудп. Глубокихъ поклоновъ они не
д лаютъ и молпться должеы н жвымъ, тпхимъ голосомъ; въ мечетяхъ
не могутъ ыолиться.

 Докторскую диссертацію лекаря АлексЬя Андреевича Сухарева подъ
заглавіемъ: „Казанскіе татары (у здъ Казанскій)

Комментариев нет:

Отправить комментарий