понедельник, 13 февраля 2012 г.

Свадьба Казанских татар



Изъ всехъ семейныхъ праздниковъ роскошнее Татары празднуютъ свадьбы. Не говоря уже о богатыхъ и зажиточныхъ, даже бъдные жертву-ютъ послъднимъ рублемъ для угощешя своихъ товарищей ....
Я имелъ случай видеть эти пышныя пируш­ки и участвовалъ въ нихъ, какъ первый гость. Вотъ - Татарская свадьба, съ самаго ея начатая. Известно, что законъ Магометанъ запрешаетъ видеть женщинъ, и даже жениху свою невесту.
Многие, неимъющие случая взглянуть на де-вушку , которую задумаютъ сватать . женятся, не видавъ ее; однако проворные молодцы и любо-пытныя дъвушки чрезъ посредство росторопныхъ лсенщинъ, называемыхъ свахами, часто на-ходятъ случай взглянуть на своихъ суженыхъ, но только взглянуть тайкомъ, а не повидаться» Сваха скажетъ девушке, въ какое время прой-детъ молодецъ мимо дома, и та дожидается за косякомъ окошка, и увидя его, высматриваетъ пристально однимъ глазомъ, изъ подъ покрывала. Жениху также скажетъ сваха, когда невеста будетъ сидеть у окошка, или, когда она будетъ въ гостяхъ у своей подруги, где онъ знакомъ въ домъ; и тогда откроетъ ему щелочку, гдъ бы онъ могъ взглянуть на свою невесту.. . Такимъ об-разомъ увидавши свою суженную, молодецъ отправляетъ въ тотъ домъ съ предложетемъ сваху, которая бываетъ или пожилая небогатая Татарка, изъ родственницъ, или посторонняя женщина, занимающаяся этимъ дъломъ, и слы­вущая под ъ именемъ свахи, по-Татарски я учи. Согланые, или отказъ обыкновенно объявляется при первомъ посъщеши.
Въ случаъ согласия, на другой день между родными бываетъ договоръ о калыме, который у богатыхъ Татаръ въ Казани назначается отъ трехъ до пяти тысячь рублей, смотря по состо-янию жениха и невъеты. Въ деревняхъ у зажи-точныхъ отъ двухъ до пяти сотъ рублей, у бъдныхъ отъ пятидесяти до ста рублей. Половина калыма платится при помолвкъ; на эти деньги невъста дълаеть себе наряды и блестящие украшения. Другая половина калыма удерживается на случай развода, после свадь­бы. Законъ Магометански позволяетъ разводъ мужа съ женою, или жены съ мужем, когда угодно; мулла тотчасъ даетъ разводное письмо, и они опять свободно могутъ жениться, или выходить замужъ. При этоиъ случае поступает-ся следующемъ образомъ. Если пожелаетъ бро­сить свою жену Татаринъ; то онъ обязанъ при разводе отдать ей половину оставленнаго калыма; ежели пожелаетъ развестись жена, тогда она должна возвратить половину калыма, отданнаго ей при помолвке.
Съ самаго дня помолвки женихъ ежедневно посылаетъ своей невесте подарки: наряды и разныя украшешя нзъ золота, серебра, жем­чуга и каменьевъ, разумеется, каждый по своему состоянию.—Но въ день свадьбы, всегда женихъ отправляетъ кт. невъетъ, каково бы состояше того и другой ни было, кадку меда и кадку топленнаго коровьяго масла. Масло и медъ составляютъ какую то необходимую принадлежность къ свадебнымъ обрядамъ. Этимъ блюдомъ начинается свадебный пиръ, и также обедъ по случаю новорожденна-го первенца. На одно блюдо накладавается медъ, на другое масло, и оба подаются гостямъ, которые берутъ того и другаго по большой порции , намазываютъ вместе на хлъбъ и куша-ютъ съ болыиимъ аппетитомъ.
Свадебные пиры у Татаръ начинаются за недълю или ранне, досовершения брака, и празд­нуются ежедневно въ домахъ у жениха и у невъеты; одинъ день у жениха, другой у невъеты; одинъ день пируютъ мужчины, другой женщины.
Женихъ до дня свадьбы не ходитъ на пиры къ невесте , которая никогда не участвуетъ въ пироваши съ гостями и всегда сидитъ въ осо­бенной комнате; Татарки навещаютъ ее только на короткое время.
Угощение мужчин на свадебномъ пиру я могъ видетъ всегда, когда желал; но видеть женскую пирушку не было ни малъйшей возмо­жности ; при всемъ моемъ стараши я оставался безъ уогвха несколько лътъ. Наконецъ неожидан­ный случай удовлетворил- мое любопытство. .Я вылечилъ одну богатую Татарку отъ продол­жительной, жестокой болъзни, и она, изъ приз­нательности, готова была для меня сделать, все что только могла. Въ продолжение моего пользо-вания, сынъ ея сговорилъ невесту. Въ на­граду за лечение, я просилъ Татарку, позволить мне посмотреть на женскую свадебную пирушку. Моя Татарка выслушавъ меня, вздрогнула отъ ис­пуга, и едва понимая меня по-Русски , всячески объясняла невозможность того; я успелъ однако уговорить ее, пользуясь надъ ней медицинскою властию, Согласию ея на это содействовало и то, что она была вдова и старшая въ доме. При всемъ томъ она заклинала меня хранить ея обещание въ тайне; и между темъ, вотъ какимъ об-разомъ устроился нашъ планъ. Она пригласила на свадебный пиръ мою жену и назначила, чтобъ я съ ней приехалъ въ сумерки, обещая встретить насъ на лестницв. Такъ и было едълано. Она про­вела насъ въ комнату, въ которую, для удобнаго помещения гостей, были вынесены сундуки изъ всехъ другихъ комнать. Все стены были заставлены сундуками, а по средине стоялъ столъ покрытый скатертью, накоторомъ было несколько тарелокъ съ разными Бухарскими фруктами для угощения моей жены. Мне же былъ поставлять стулъ между сундуками. Отсюда была дверь, въ назначенную для торжественнаго праздника ком­нату, въ которой все перегородки были вынуты, и нзъ неколькихъ небольшихъ комнатъ состави­лась большая зала. Дверь въ эту залу отъ насъ бы­ла занавешена Бухарской шелковой материею. Хо­зяйка просила жену мою войти въ праздничную комнату, а мнв только распорола дыроч­ку на занавеске и позволила въ нее смотръть. Гостей еще никого не было; кругомъ стенъ всей комнаты были устроены широкия нары, въ родъ дивановъ, устланыя все Персидскими коврами, и на нихъ, кое где, разброшены подушки. На полу также были разостланы подерженные ковры, и наставлено съ дюжину круглыхъ столовъ, за которыми могли поместиться человъкъ по де­сяти. Столы эти были на низенькихъ, не выше полуаршина, ножкахъ, и всё покрыты белыми и цветными скатертями. У дивановъ стояли столи­ки съ такими же лакомствами, какгя были при­готовлены для моей жены. Освещение было са­мое плохое : несколько сальныхъ свечь , и съ техъ не снимали.
Мужескаго пола не было въ комнатахъ ни души; женихъ во все время пированья проси-дълъ въ кухнъ.
Вотъ начали съезжаться, одна за другой гостьи, разряженныя, какъ я никогда еще ихъ не видалъ, въ богатьйшихъ парчевыхъ зиланахъ, которыми они бьии покрыты, съ головы до ног, на место покрывал. Вошедши въ комна­ту зиланы онъ съ себя сбрасывали , и остава­лись въ такихъ же золотыхъ камзолахъ и въ пребогатейшихъ рубашкахъ, безъ покрывалъ. На головахъ одни имели шелковые съ золотомъ и серебромъ платки, другия бархатныя, въ роде Венгерскихъ, съ бобровой опушкой и съ золо­тою кистью на боку шапочки, третьи были въ шелковыхъ колпачкахъ, съ золотой бахрамой и вен украшены цвътами нашего Европейскаго изделия. Это вовсе не шло къ ихъ богатому Азиатскому костюму. Но Татарки, съ некотораго времени, начали вмешивать въ свои наряды Европейския украшения : такъ например, они об-шиваютъ свои рубашки широкими лентами въ роде оборокъ, чего въ старые годы не бывало; рукава у рубашки иныя делаютъ уже, чтобы можно было уместить ихъ подъ браслеты; вы-пускаютъ височки. К цветамъ же получить такую страсть, что заставили учиться делать ихъ некоторыхъ бедныхъ Казанскихъ Татарокъ, из мещан, которыя изъ цветнаго буфмусли-на делают что-то похожее на цветы и прода-ютъ богатым Татаркам втрое дороже того, чего имъ стоитъ плохое ихъ изделье.
Каждая, приехавшая гостья должна была при­вести невесте какой нибудь подарокъ- Родствен­ницы привозили в подарокъ богатыя парчи на камзолъ, матери на рубашки, золотые платки и проч. Посторония дарили колпачками , лентами на отделку рубашки, позументомъ для обшивки ворота рубашки бахрамой, для колпачка и т. п. Все подарки клали на приготовленный для это­го столъ. Гостья, вошедши въ комнату, и по­здоровавшись со всеми, шла къ столу, где кла­лись подарки. Хозяйка показывала ихъ ей и сказывала, кто что подарилъ. Осмотревши все на столе, гостья вынимала свой подарокъ, кла­ла на столъ и садилась на диван, а хозяйка брала подарокъ и показывала всемъ гостямъ.
Церемония, съ приздомъ гостей и взаимными подарками, продолжалась довольно долго. Я за-метилъ, что некоторыя Татарки, одътыя доволь­но богато , не приносили подарковъ. Хозяйка, которая безпрестанно къ намъ приходила, объяс­нила мне, что это бедныя. Они взяли платья въ людяхъ и приглашены для получешя де-нежныхъ подарковъ. Надобно отдать честь Та-тарам, что они изъ беседъ своихъ и изъ праздничныхъ пировъ не исключаютъ бедныхъ, и не различаютъ ихъ въ угощении отъ другихъ гостей.
Когда собрались все гости, началось угощение чаемъ. Сколько было принесено самоваровъ, сколько разъ ихъ подогревали! Хозяйка и ея родственница разносила чашки на несколькихъ подносахъ. Гостьи пили такъ аппетитно, что трудно было сосчитать, по скольку чашекъ пра-шлось на каждую. Жену мою попросили ко мне за занавеску, где насъ угощали цветочнымъ ханскимъ чаемъ. Пока мы пили чай, хозяйка стояла у занавески, вероятно опасаясь, чтобъ кто - нибудь изъ любопытныхъ (гостий) не за­глянула къ намъ въ комнату, и, при малей-шемъ подозрении, я долженъ былъ ретироваться въ назначенный мне уголъ между сундуками.
Напившись чаю, Татарки начали лакомиться, и очень деликатно, не хватали съ тарелокъ съ жадностью, но брали по немногу; иныя лаком­ство завязывали въ узелокъ въ платки, вероят-но для своихъ малютокъ. Спустя немного вре­мени начали хлопотать объ ужине. Татарки позначительнее, поместились на широкихъ на-рахъ, устланныхъ коврами , и поджали ножки такъ искусно , что ихъ блестящие, шитыя зо-лотомъ ичиги были видны. Заметно, что краса­вицы щеголяли ими одна передъ другой. Боль­шая половина Татарокъ сели на полъ крутомъ низенькихъ крутлыхъ столовъ, и, какъ было заметно, дожидались съ нетерпениемъ ужина. Онъ начался свадебнымъ блюдомъ: масломъ и медомъ. Подали несколько блюдъ, изъ кото-торыхъ на однихъ было масло, а на другнхъ медъ к огромные подносы съ нарезаннымъ бе-лымъ хлебомъ ихъ собственнаго печешя. Передъ каждой гостьей поставили по тарелки, и нача­ли подавать торжественное блюдо прежде сидя-щимъ на диване, а потомъ за круглые столи­ки. Каждая Татарка брала по куску масла и меда, намазывая на хлебъ, кушала съ не-обыкновеннымъ благоговениемъ, какъ бы въ этомъ кушанье было что нибудь религиозное или таинственное. Второе блюдо было что-то въ роде лапши съ бараниной, третие — пельменя, четвертое—пироги длинные съ капустой, пятое— такиe же пироги съ мясомъ, шестое — пироги круглые съ курицей и яйцами, седьмое—соро-чинское пшено съ рубленой бараниной, вось­мое—говядина вареная съ лукомъ и съ крас-нымъ уксусомъ, девятое—вареная рыба севрюга, десятое—жареная баранина, одиннадцатое—жаре­ные гуси, двенадцатое—жареная утка , тринад­цатое—жареныя курицы, четырнадцатое—жаре-ныя индейки, пятнадцатое—караси, приготовлен­ные съ яйцами, въ роде яичницы, шестнадцатое — жареные болыше лещи , семнадцатое—пловъ съ изюмомъ и восемнадцатое — пирожное, котораго было до 8-ми блюдъ. Последнее было сделано все изъ муки, чрезвычайно жирно и вырезано разными узорами, въ роде стариннаго Русскаго пирожнаго.
По окончании продолжительнаго ужина, хо­зяйка принесла изъ другой комнаты дести три бриги, въ которую обыкновенно завертываютъ чай, и раздала каждой гостье по листу; дру­гая Татарка несла за нею необыкновенной вели­чины , въ роде сеннаго стога, пирожное, сде­ланное изъ разныхъ ядеръ и фруктовъ съ ме­домъ , масломъ и мукой. Такие свадебные пиро­ги присылаются всегда изъ дома невесты, для угощения жениховыхъ гостей. Пирогь былъ раз-резанъ на несколько кусковъ, вероятно, по чи­слу гостей. Пирогъ стали подавать, начиная со старшихъ, всякая гостья брала по куску и, немного отведавъ, завертывала въ листъ бумаги, а потомъ въ платокъ, чтобы принести свадебный гостинецъ домашнимъ.
Я заметилъ, что соленые огурцы, очищен­ные и изрезанные ломтиками, подавались не къ жаркому, но отдельно , н гости, скушавъ до этого до десяти жареныхъ блюдъ, ъли соленые огурцы съ жадностью.
Я уже терялъ терпение отъ такого утоми-тельнаго угощения. Не смотря на длинную Ок-тябрскую ночь, ужинъ, начавшийся въ 9 ча-совъ вечера, кончился на разсветъ. Нерастороп­ность Татарокъ, находившихся въ услугь, мед­ленное жевание гостей, большое количество ку-шаний , дълали ужинъ безконечнымъ. Въ нашу комнату приносили каждое кушанье, и мы, изъ любопытства, отведывая отъ нъкоторыхъ блюдъ по немногу , сделались сыты до нельзя.
Уже было Довольно светло, когда Татарки, сидевшие на диванахъ, зашевелились; однъ изъ нихъ встали, другия, оставаясь на местахъ каш­ляли, какъ бы выказывая этимъ полноту своихь желудковъ. Тоже самое дълали и сидевшия на полу; но некоторыя вовсе не шевелились. Это были бедныя. Для нихъ хозяйка принесла на тарелкъ серебряныхъ денегъ отъ цълковаго до восьмигривеннаго. При раздачъ денегъ, она от­дала прежде всего женъ муллы красную ассиг-нацию, потомъ родственницамъ ея целковыя, и наконецъ бъднымъ прочая деньги, помъщая ихъ въ руки Татарокъ, такъ искусно, что невозможно было заметить, кому какую монету она давала.
Вотъ вамъ увеселительные праздники нашихъ Казанскихъ Татарокъ. Веселъе этого пированья никогда у нихъ не бываетъ. Они такъ бываютъ Заняты въ то время своимъ желудкомъ, что ма­ло между собою разговариваютъ и не пропус-каютъ ни одного кушанья.
Этотъ блистательный пиръ былъ на кануне свадьбы. Бракъ же совершается муллою всегда въ доме жениха, куда на завтра я былъ приглашенъ хозяиномъ дома.
Въ назначенный часъ явился я въ домъ же­ниха. Гостей было еще немного; нисколько пожи-лыхъ Татаръ ходили по комнатъ , и объ чемъ-то тихо разсуждали. Гости собирались довольно медленно , и, собравшись, въроятно дали знать муллъ, потому что онъ приехалъ после всехъ гостей съ предлинной палкою въ руке. Важно вошелъ онъ въ комнату; всъ Татары сдълали ему особенный жестъ учтивости. Подходящимъ къ нему мулла подавалъ руку, и каждый клалъ ее между своихъ обеихъ рукъ. Такъ дълается всегда при свидании; старший подаетъ руку, а младший беретъ ее между обеихъ рукъ. Комна­та, куда собрались гости, была совершенно пу­ста ; въ ней не было ни одного стула, ни сун­дука , но весь полъ былъ устланъ коврами. До приезда муллы никто изъ гостей не садился; когда же усадили муллу въ переднемъ углу, а меня подле него, на полъ, то и всъ Татары сели на ковры, по восточному, сложа ноги. Сперва гостямъ обыкновенно подавали чай , что продолжалось не мало времени; после чаю тот-часъ начали хлопотать объ ужине. Татары по­местились попарно, и передъ каждой парой поставили по тарелке съ двумя деревянными ложками, а вместо салфетокъ положили по длин­ному полотенцу.
Первое кушанье было топленое, густое ко­ровье масло и медъ, которые подавались отдель­но другъ отъ друга на двухъ блюдахъ. Каж­дый Татаринъ бралъ однимъ разомъ на ложку и медъ и масло, и кушалъ, какъ торжественное свадебное блюдо, съ большим аппетитом и благоговениемъ. Потомъ начали подавать и другие кушанья, которыя были почти одинаковы съ кушаньемъ на женскомъ пиру и также многочисленны.
По окончании стола, который продолжался очень долго, подали всемъ гостям по стакану меда. Гости выпили медъ до капли, утерли се­бе бороду, начали прокашливаться и потомъ из­давать горломъ отвратительные звуки, все до одного Татарина, разными тонами, одинъ басомъ, другой теноромъ, третий альтомъ. Эта желудоч­ная музыка была знакомъ, что гости сыты и благодарятъ хозяина за угощение.
После такого необыкновеннаго концерта, Та­тары вставали и клали на разостланную на по­лу скатерть деньги: красныя бумажки, синия я целковыя. Эти деньги собирались для невесты, которая въ день свадьбы и въ эту свадебную пирушку находится уже въ комнате, назначен­ной быть спальнею новобрачныхъ. Спальни на­значаются почти всегда отдельно, или во флиге­ль на дворе, или въ томъ же доме, въ дру­гой половине. Сборъ этихъ денегъ называется шербетомъ, отъ того, что въ старину деньги клали всегда въ наполненный шербетомъ кубокъ и относили въ комнату невесты, которая, взяв­ши ихъ, этимъ самымъ высказывала свое согла-cie на бракъ съ нареченнымъ женихомъ.
Точно также и тутъ собранныя деньги, хо­тя не въ кубке съ шербетомъ, но просто на тарелке, отецъ понесъ къ невесте, и, возвра-тясь сказалъ мулле, что дочь его деньги при­няла. После этого объявления, тотчасъ призвалъ жениха, стоявшаго въ это время у дверей, и спросилъ согласенъ ли также и онъ ? Безъ сом-нешя, женихъ сказалъ: да. После этого мул­ла говорилъ съ отцемъ о получении калыма и, кончивъ все подлежащее распросы, началъ при­готовляться къ брачной молитве , покряхтелъ , прокашлялъ раза три и погладилъ бороду, что сделали и все Татары. Молитва продолжалась минутъ десять. Вотъ она:

Молитва во время веччания.
Хютбе (на Арабскомъ языке.)
Хвала Богу, облаготворившему насъ способ-ностью говорить и изъясняться, удостоившему нас красотою речи и влияшемъ слова! Онъ, Всевышний, соделалъ все на пользу человека. Онъ запретилъ, все что неполезно и разрешилъ все, что полезно. Онъ предписалъ намъ сочетание бракомъ, и запретилъ развратъ. Онъ, Всевыш-нш, говорить (въ Алкоранъ), берите себъ въ су­пружество изъ женщинъ таковыхъ, которыя вамъ понравятся, по две, по три или по че­тыре. О вечно - благодатный ! Намъ принадле-житъ воздаяние, благодарность Тебе за милости Твои! О руководитель всещедрый ! На насъ ле-житъ долгъ признательности за дары супруже-ские ! Путеводительствуй насъ , Господи , къ до­вольству и совершенству, и запечатлей все на­ши деяния Твоимъ совершенствомъ. Мы свидете-
льствуемъ , что нетъ Бога , кромь Аллаха , единаго, безтоварищнаго, и что Махоммедъ Его рабъ и посланный, одаренный всеми превосход­ствами предъ смертными. Да будетъ благословение Божие надъ лучшимъ изъ Его творений—Махом-медомъ, посланномъ отъ Бога, съ чудесами, и надъ его семействомъ, Святыней освещающей истину.—Богъ, направляя насъ на путь истины, на Исламъ, определилъ супружество границею между позволеннымъ и запрещеннымъ. Такъ говоритъ Пророкъ, да будеть надъ нимъ благо-словение Божие ! супружество есть мой суннетъ (*) Кто отвергаетъ мой суннетъ (т. е. разруша-
(*} Суннетъ значить , все то, что рекомендуется законом-ъ, а не предписывается. Всякому Мусульманину, напрмер
предписывается совершать пять разъ молитвы ,
еть правило cиe), не принадлежитъ мне. Женя-щийся есть любящий, взятая въ замужество лю­бима , а калымь между ними долженъ быть" на основании обоюднаго согласия. Благослови чету, испроси имъ милосердие и блага Господня, ибо Онъ всемилосердный и милостивый.
Теперь следуетъ на Татарскомъ языкъ весь­ма напыщенный и длинный монологъ, содержа-щий слъдующий вопросъ:
По повелънию Бога небесъ и мировъ, Творца свъта и тьмы, и по суннету Велнкаго Пророка Махоммеда Мустафы, да будетъ благословение Бога надъ нимъ и надъ всемъ его семействомъ, по правиламъ секты Имама Аазама (господству­ющая секта въ здешнемъ крае), и по согласно Имама Абу-Юсуфа-ал-кази, и Имама Махоммеда сына Аль-Хасана, придворнаго Ашибани (имена законодателей) и прочихъ Имамомъ, при свидътельстве присутствующихъ знатныхъ особъ, при согласии обеихъ сторонъ (жениха и невес-ты) и при 1,000 руб. калыма такой - то (адресуя отца невесты) соглашается ли выдать свою за­конную дочь, давшую на то доверенность тому-то , въ замужество, по правиламъ Мусульман-скихъ вероисповедания, за такого-то, сына та­кого-то ?
и. т. п. а рекомендуется жениться; такимъ образомъ, напримеръ, неясполняюшие намаза отступа югь огь главныхъ правилъ веры , во неженящиеся, напротигь, не разрушаютъ гемъ правило веры.—
Ответь: согласен, выдаю.
Ты, такой-то (адресуя отца жениха) доверен­ный со стороны (*) сына своего, соглашается ли взять такую-то, дочь такого-то, при такомъ количестве калыма, въ законное замужество за своего сына ?
Ответь: согласенъ, беру.
Аминь.
После окончания этой молитвы, мулла всталъ съ полу; ему последовали все, и разошлись.
На свадебныхъ пирахъ многие Татары, такъ же какъ и Русские, пьютъ разныя вина и пи­во ; но это делается въ другой комнате, по секрету отъ муллы, и ежели мулла заметить кого нибудь изъ гостей пьянымъ, то при всехъ его жестоко бранитъ.
После отъезда всехъ гостей, сваха беретъ молодаго и отводитъ въ комнату, устроенную для спальни, где дожидается его молодая же­на , и запираетъ ихъ. Въ этой комнате сидятъ они четыре дня, не выходя ни на минуту, и къ
(*) Какъ ни женихъ, ни певеста не могутъ присутствовать при обряде , то ихъ отцы , при свидетельствах, вы­бираются въ доверенные для совершения бракосочетания и къ нимъ уже адресуются какъ къ самимъ жениху и невесте. Если же нетъ отцевъ, то место их занимают ближайиие родственники, ила xopoшиe знакомые.
нимъ, кроме свахи, въ это время никто не хо­дить. Спустя четыре дня, молодой идетъ къ своимъ родителямъ, прежде напившись дома чаю, и опять возвращается къ своей жене, и тамъ ночуетъ.
По утру уходить къ себе домой, и въ про-должение трехъ мъсяцевъ, каждую ночь прово­дить у своей молодой супруги. По прошествии трехъ месяцевъ, они видятся реже; иногда мо­лодая гостить въ доме у мужа, и опять возвра­щается домой. Такое житье продолжается годъ, два и три; потомъ жена переезжаетъ совершен­но къ мужу , имея иногда уже двоихъ детей.
На другой день свадьбы, молодой супругъ делаетъ новобрачной самый богатый подарокъ, по своему состоянию; но иногда случается , что на другой же день онъ оставляетъ ее и беретъ у муллы разводную.
Подобную этой церемонио я виделъ и въ де­ревне. Въ духовномъ обряде, безъ сомнения , не было никакой разницы, но и угощение также не походило на крестьянское. Пироги и пирож­ное были изъ крупичатой муки, мясныя ку­шанья были все приготовлены изъ лошадинаго мяса. Меня более всего удивилъ лотокъ съ ло­шадиными кишками , начиненными кашей ; это представляло въ миниатюре изрытую гору, съ ужасными скалами. На празднике были мужчи­ны и женщины. Мужчины пировали въ главной, новой избе , женщины въ анбарушке , где некоторыя изъ домашнихъ , летомъ , спятъ.
Мулла и все гости начали пировать со вто-раго часа по полудни. Главное угощение былъ чай , но женщинамъ его не подавали, а подчи-вали имъ муллу, и техъ , кто почетнее изъ Татаръ. Молодые пили пиво, котораго было наварено въ изобилии; вина я не видалъ. Же-нихъ съ своими молодыми товарищами приехалъ передь вечеромъ. Въ сумерки была прочтена брачная молитва, послъ которой вскоръ сваха отвела жениха на другой дворъ, принад-лежащий невестиному дяде , гдъ въ новой гор-нице дожидалась его новобрачная. На другой день мы выъхали съ ночлега, часовъ въ 7 утра, но молодые покоились еще въ объятьяхъ Амура и Гименея.
Въ той же самой деревни мне удалось видеть другую церемонию, когда дочь изъ отцовскаго дома уъзжала совсемъ въ домъ своего мужа. Она, вышедши замужъ, жила у своего отца два года съ половиной, и уже родила двоихъ де-тей.
Отправление дочери къ мужу не очень празд­новалось весело. Отецъ съ матерью ходили съ заплаканными глазами; они провожали дочь въ другую деревню, отъ своей верстъ за двадцать.
Дочь разбирала свое приданое въ анбарушке, около которой толпились любопытныя Татарки. Те, которыя желали видеть приданое, должны были сдълать отъезжающей денежные подарки , и потому клали на сундукъ , кто гривну , кто 5 коп.; две Татарки, родственницы жениха, положили по двугривенному, родственницы He-въсты клали по гривеннику. Приданое не было бедно : штофный съ золотомъ камзолъ , нанко­вый халатъ для покрывания, несколько ситце-выхъ рубахъ, красные ичиги, несколько башма-ковъ, красная драдедамовая шаль, также для покрывания, несколько нанковыхъ камзоловъ, на заячьемъ меху, и прочее. Скатерти, поло-тенцы, постельныя принадлежности, все это бы­ло своей работы, и очень красиво выткано.
Между темъ какъ Татарки разбирали приданое, въ главной избе накрывали столъ и уставляли кушаньемъ. Разные пироги, пирожное , медъ , масло, каймакъ, заняли весь небольшой столъ.
Мужъ приехалъ за женой въ трехъ кибиткахъ парами; съ нимъ было несколько Татаръ, его родныхъ. По приезде тотчасъ посадили ихъ» за приготовленный столъ. Въ то время, какъ они кушали, Татарки выносили приданое и уклады­вали въ одну изъ кибитокъ, а уезжающая въ анбарушке белилась и румянилась, снимала дъ-вичий костюмъ, и надевала замужний. Когда по-следняя бьла готова, то послала со свахою му­жу въ подарокъ белую миткалевую рубашку, которую одинъ изъ Татаръ принялъ, вышелъ съ ней изъ избы и развесилъ на дугу, у лучшей изъ кибитокъ; рукава обвили всю дугу , а ру­башка покрывала спину лошади. Въ эту ки­битку села уезжающая Татарка со свахою, а мужъ селъ кучеромъ; въ остальныя кибитки сели
приехавшие Татары, и все, таким образомъ, уехали со двора. Отецъ съ матерью и родные горько плакали; все деревенския Татарки про­вожали уезжающую за ворота.

 (К. Фукс)

Комментариев нет:

Отправить комментарий