понедельник, 13 февраля 2012 г.

Школа у Казанских татар.




ТАТАРСКИЯ УЧИЛИЩА.

Всякому заезжему, безъ сомнения, странно по­кажется найти въ Казанскихъ Татарахъ, говоря вообще, народъ более образованный, нежели не­которые , даже Европейские. Татаринъ, неумею-щий читать и писать, презирается своими земля­ками, и, какъ гражданинъ , не пользуется ува-жениемъ другихъ. По сему-то всякой отецъ старается, какъ можно ранее записать дитей своихъ въ училище, гдъ бы они выучились по крайней мере читать, писать и узнали бы на­чала своей религии. Для споспешествования сему при каждой мечети полагается училище, состоя­щее подъ особеннымъ надзоромъ Ахуна; Мулла мечети здесь учитель, ежедневно занимающейся обучениемъ всемъ этимъ предметамъ. Въ здеш-нихъ двухъ Татарскихъ слободахъ находит­ся 8 мечетей, и при нихъ только 4 училища , въ коихъ однакожъ много учениковъ. Ихъ спо-собъ учения имъетъ нечто особенное отъ наше­го : разве въ немъ можно найти некоторое от­даленное сходство съ пансиономъ. Домъ для учи­лища покупается какимъ нибудь богатымъ Та-тариномъ; отопление и потребныя починки его беретъ на себя, изъ угождения Богу, другой Тата­ринъ на одинъ годъ, или болъе. Внутри такого дома находится, кроме малыхъ сеней , одна большая комната, въ которой , какъ въ театре для сцены, полъ возвышенъ на несколько сту­пеней. На этомъ восвышении разполагаются такъ, что учителю, его помощнику и ученикамъ , до­стается место каждому шага въ полтора для подушки, ящика, посуды, книгъ и письменнаго прибора. Помощникъ учителя и ученики въ од­ной и той же комнате и учатся и ведутъ свое хозяйство; даже, ежели бы кто изъ нихъ сде­лался боленъ, то долженъ въ самомъ училище лежать на своей подушке до окончания болезни.
Учитель въ такомъ случае заступаетъ для больнаго место врача, и лечитъ его про­стыми средствами. Подушки учителей отделяют-ся отъ ученическихъ. занавескою изъ пестрой ма-терии. Надъ местомъ , учителемъ занимаемымъ на прибитыхъ къ стене полкахъ, кладутся нуж-ныя для учения книги. Тутъ же часто можно видеть и чеботарной приборъ : учитель учитъ и чинить сапоги , какъ себе, такъ и ученикамъ своимъ.
Дети поступаютъ въ училище на 7-мъ или 8-мъ году своего возраста; курсъ ихъ учения продол­жается по меньшей мере 5 летъ. Те же , кои посвящаютъ себя наукамъ, т. е. желають со временемъ сделаться священнослужителями , или учителями , остаются въ школе гораздо долее.
Учение начинается азбукою, после которой читаютъ книгу Гавтиакъ, содержащую въ себе из-влечения изъ Алкорана, отчасти сокращенно, отча­сти же целыми сурами (такъ называются главы въ Коране). Потомъ читаютъ Татарския книги, печа-танныя здесь въ Казани: Пиргули, Субатулгази-зинъ, Фаузулназатъ, Стуани, въ коихъ заключа­ются изъяснения на Коранъ въ стихахъ, или про­зе, и наконецъ книгу Мухамед-Ефенди , содер­жащую въ себе наставления въ торговле (*) а иногда и Грамматику (Наху) Арабскаго языка.
(*) Торговля составляет, можно сказать, единственное за-нятие здешнихъ Казанскихъ Татар. Кто иметъ хотя малый капитал., тоть старается обратить его в товаръ и ведет торг весьма различный. Одни съ большимъ
Кроме чтения и оснований магометанской ре-лигии здесь учатся и Арабскому языку столь­ко, сколько то нужно для поверхностнаго разу-мения Алкорана; также Персидскому и Бухарско­му. Языкамъ этимъ они учатся, какъ для облегче-ния сношения по торговле. такъ и для того, чтобы уметь читать Турецкия книги , въ коихъ весьма часто встречаются Арабския и Персидския слова, и писать высокимъ слогомъ , кото­рый состоитъ единственно въ примъшивании безъ разбора къ Татарскимъ словамъ Арабскихъ, Пер-сидскихъ и Турецкихъ. Но тутъ не учатъ язы­ку Татарскому по правиламъ Грамматики; Татаринъ, говорятъ они, языку своему долженъ выучиться отъ матери, а пото­му и ненужно платить за то деньги въ учили­ще. Замечательно, что здешние Татары, находясь посреди Русскихъ, съ которыми и по торговле имеют многия сношения , такъ мало стараются знать Русский языкъ. Нетъ изъ нихъ почти ни одного, который бы хорошо говорилъ на этомъ языке, а еще менее такихъ, кои бы умели пи­сать на немъ. На вопросъ мой, почему въ шко-лахъ ихъ не обучают ъ по Русски, я полу-
капиталомъ ведуть торговлю съ Китайцами, другие съ Бухарцами , или съ Персиянами ; иные обращаютъ ка-паталъ на изделия своихъ Фабрикъ, особенно же мыль,-ных и проч.; менее достаточные торгуютъ въ разно­ску шелковыми и бумажными материями ; иаконецъ (беднейшие продаютъ на разницу cию, овесъ и другие припасы.

чилъ въ ответъ, что такой ученикъ, по ихъ мнению, сделался бы негодяемъ, и не имелъ бы места въ ихъ обществе.
Учитель (по Арабски Стоттъ, по Татарски же Хал фа), вместе и Мулла мечети, не жи-ветъ въ самомъ училище, но имеетъ у себя по-мощниковъ, выбираемыхъ имъ изъ старшихъ учениковъ, кои и должны для надзирания жить въ самомъ училище. Онъ не получаетъ какого-либо определеннаго дохода, но довольствуется подарками, отъ учениковъ ему приносимыми. Также подарки состоятъ изъ муки , меду , чаю, мъдной монеты, въ маломъ однакожъ количе­ства , а иногда , къ большому какому праздни­ку , ему дарятъ халатъ. Дети здешняго купца Суюрова каждую Пятницу приносятъ учителю своему въ подарокъ 8 караваевъ хлеба. Здесь, какъ и везде, чемъ учитель взыскательнее и строже, темъ более получаетъ подарковъ отъ учениковъ своих, но и совсемъ темъ его доходы не простираются более ста руб­лей въ годъ. Когда я удивлялся столь малымъ доходамъ сихъ учителей, одинъ почтенный Ахунъ сказалъ мне: Попросите вашего Господи­на Министра Просвъщения , чтобы онъ принялъ наши училища въ свое особенное попечете и покровительство. Мы желаемъ , чтобы дети на­ши обучались наукам, но не знаемъ средствъ къ достижению сего; досель мы посылаемъ въ Бухару всехъ техъ, кон хотятъ занять мъ-сто ученаго священнослужителя, потому что
здесь она не имеютъ случая и средствъ образо­ваться надлежащимъ образомъ!
Учение начинается по утру съ разсвътомъ. Въ это время Ахунъ наставляетъ учениковъ въ ре-лигии. По четвергамъ повторяютъ пройденное въ цълую недълю; кто не хорошо отвъчаетъ, того секутъ, или сажаютъ въ подполье. Учители надзираютъ вмъстъ н за опрятностно учениковъ своихъ , я за исправлениемъ ихъ обязанностей : неисправные въ томъ или другомъ, равно какъ и те, кои не молятся Богу днемъ по пяти разъ въ самомъ училище, подвергаются таковому же наказанию. Времени для отдохновения учащимся нет; только въ Четвертокъ учение прекращает­ся съ половины дня, и начинается опять по утру въ Субботу.
Для письма они употребляютъ перья Индей-скаго петуха , чернилы приготовляютъ изъ ту­ши , растертой на водъ , бумагу любятъ лоще­ную. Некоторые ученики, въ продолжении курса учения своего, иногда успэваютъ прочитать весь Коранъ четыре раза. Они учатся , сидя на по-душке съ поджатыми подъ себя ногами, и чи­тая на распеве жалобнымъ , гнусливымъ голо-сомъ свои уроки: все это, взятое вмъсте, состав-ляетъ какое-то совершенно особенное зрълище. Такъ какъ ученики остаются въ школе безвыходно целую неделю, то и избираютъ обыкновенно по жеребью такого, который долженъ пригото­влять имъ кушанье; потому что женщинъ здъсь не бываетъ. У нихъ есть общий котелъ, въ кото-
ромъ варятъ себе салму, или пельмени. Каждый может есть свою долю, когда хочетъ; но обы­кновенно они завтракаютъ въ 8 часовъ утра и обедаютъ въ 6 часовъ вечера.
Женский полъ у Казанскихъ Татаръ получа-етъ равнымъ образомъ известную степень обра-зования , и между Татарками мало найдется та-кихъ, кои бы не умели надлежащимъ образомъ читать и писать. Оне учатся у жены Муллы здешней новой мечети: женщина эта имеетъ болышя способности для обучения ихъ симъ предметамъ. Я самъ виделъ прекрасно написан-ныя ея воспитанницами письма и некоторыя Татарския песенки. Сверхъ того почти все Та­тарки учатся у матерей своихъ, или родствен-ницъ шитью; оне особенно занимаются выши-вашемъ золотомъ Татарскихъ сапожковъ и те-бетеекъ; здесь оне обнаруживаютъ большое искуство и изобретательность въ составлении узоровъ.
(К. Фукс)

Комментариев нет:

Отправить комментарий