понедельник, 13 февраля 2012 г.

Сабантуй у Казанских татар





III. СаБанъ.
Этотъ древний народный Татарский празд-никъ отправляется въ каждую весну, и все Татары принимаютъ въ немъ большое участие. Ныне онъ происходить на большомъ лугу, окруженномъ съ левой стороны холмами, кои покрыты кустарниками; лугъ сей находится къ Югу отъ новой Татарской Слободы разстояниемъ съ версту, отъ города же три версты. Слово Сабанъ означаетъ соху или плугъ, а самый праздникъ долженъ означать, что ожив­ляющая природу весна призываетъ къ возде-лыванию полей и оранию земли. Въ соседствен-ныхъ татарскихъ деревняхъ праздникъ сей от­правляется, какъ скоро снегъ сойдетъ съ полей.
Въ Казани Сабанъ назначается позже, потому что место, на которомъ онъ бываетъ, потопляется
(13) Месяц, въ которомъ праздникъ Курбанъ совершает­ся есть 12-й месяц. по магометаискому календарю, называемый Зюль-Хаджи. Татарский новый годъ в 1834 г. былъ 28 Апреля, а по ихъ счислению, 1250.


весною отъ разлития Волги. Сабанъ начинается съ Пятницы и продолжается целую неделю до следующей. Пятницы (*). Все Татары, старые и малые, собираются около полудня, и делаютъ изъ веревки кругъ, около коего сидятъ или сто-ятъ зрители. На средину круга выступаютъ два борца, изъ молодыхъ и здоровыхъ Татаръ, ко­торые кушаками своими такимъ образомъ обвя­зываются, что оба охватываютъ ихъ руками и, наклонившись повертываютъ другъ друга то въ ту, то въ другую сторону, стараясь одинъ дру-гаго повалить на землю. Борьба эта продолжа­лась иногда довольно долго, иногда скоро окан­чивается, смотря по силе борцовъ. Если кто кого поборетъ, то поднимается громкой смехъ зрите­лей , а торжествующей победитель, оставляя место сражения, получаетъ подарокъ, или вме­сто его деньги, отъ десяти до двадцати копеекъ. На этотъ предметъ деньги собираются отъ бога-тыхъ Татарскихъ купцовъ. Для наблюдения при семъ празднества порядка , многие изъ Татаръ , какъ блюстители за нравственностью, ходятъ в кругу съ длинными палками, означающими ихъ должности. Какъ скоро побежденный находить себя обиженнымъ, то эти, такъ называемые бур­мистры , стараются прекратить ихъ ссору. Так-
(*) Въ 1834 году сабанъ былъ съ 25 Мая до 1 июня. Ныне Татары въ первый разъ пригласили Русскихъ «а свои праздникъ посредствомъ герольда, имев-шаго въ pyке длинную палку, на конце которой ве-ял пестрый платок., и ходившаго по улицамъ Казан-скимь.
же имеють они попечение приискивать борцовъ, преклоняя пхъ къ сему ласками, или деньгами. Конечно это не бываетъ безъ шума, однакожъ действительныхъ ссоръ никогда не случается, потому что распорядители праздника уме-ютъ скоро возстановить спокойствие. Борцы, во время сражения, подобны бываютъ двумъ пля-шущимъ медведямъ, которые хотятъ другъ дру­га укусить и пожрать. При семъ празднике бы­ваетъ также и большое собрание Русскихъ изъ всехъ состояний; а въ последние дня праздника часто и многие изъ знатнейшихъ въ городе Дворянъ. Татары кажется въ играхъ сихъ на-ходятъ весьма большое удовольствие, между темъ, какъ они многимъ могутъ казаться едино­образными и скучными. Татарский богатырь, умеющий хорошо бороться, чрезъ подарки мо-жетъ приобрести довольно значительную сумму. Кроме борьбы, бываетъ еще скачка на лошадяхъ и беганье. Въ награждение победите­лю дается носовой платокъ , который вешаютъ на длинную палку, выставляемую при конце бега. Беговыя ихъ лошади малы, невидны и худощавы, однакожъ бегаютъ хорошо, и седо­ки, которыми обыкновенно бываютъ мальчики, умеютъ хорошо управлять ими.
Совсемъ другаго рода игра , и редко быва­ющая , есть следующая: четверо и более Та­таръ ложатся брюхомъ на землю плотно одинъ къ другому, и покрываются широкого плотною кожею. Одинъ изъ Татаръ, называемый въ сей
игръ атаманомъ, долженъ защищать лежащихъ отъ нападения другихъ , которые со всехъ сторонъ жгутами, свитыми изъ кушаковъ, старают­ся жестоко ударить лежащихъ. Атаманъ всяче­ски изыскивает!» случай ударить кого-либо изъ нападающихъ ; но ему впрочемъ не скоро это удается сделать, потому что нападающие, ударив­ши, тотчасъ убегаютъ прочь; а онъ, будучи привязанъ за pyкy веревкою, которую держатъ покрытые кожею Татары, не можетъ далеко ихъ преследовать. Часто прыгаетъ онъ на по-крытыхъ и перескакиваетъ чрезъ нихъ, чтобы какъ-нибудь коснуться ногою кого-либо изъ нападающихъ , и если ему это удается , то въ ту же минуту пpoчиe сильно бьютъ по-крытыхъ кожею , такъ что те принужде­ны встать, а нападающие заступаютъ ихъ место.
Одна изъ примечательныхъ игръ въ Са-банъ есть следующая : кругомъ сидятъ чело-векъ 12, 15 или 20, въ разстоянии другъ отъ друга неболее 2-хъ шаговъ. Одинъ стоитъ за кругомъ съ довольно большимъ узломъ, со-ставленнымъ изъ разныхъ Татарскихъ одеждъ, въ виде шара. Стоящий позади человекъ пере-даетъ узелъ одному изъ составляющихъ кругь, и самъ отходитъ назадъ на три шага. Въ это время тотъ передаетъ узелокъ другому, своему соседу, а этотъ бросаетъ его къ третьему и такъ далее: узелъ летитъ кругомъ, и моло-децъ, сзади стоящий, за нимъ бежитъ, чтобы
поймать его. Когда это удается ему сделать, онъ сменяетъ того изъ сидящихъ, у котораго поймалъ узелъ; тогда очередь переходитъ къ другому, который продолжаетъ тоже. Только въ этой игръ соблюдаются два условия: одно со стороны сидящихъ , Другое со стороны ловца ; первые ни подъ какимъ видомъ не могутъ бро­сать узелъ чрезъ чаловека, и темъ менее, чрезъ двухъ: онъ долженъ лететь правильно и постепенно изъ однихъ рукъ въ другия ; ловецъ же долженъ поймать шаръ у кого нибудь изъ перебрасывающихъ его; а если онъ поймаетъ его на лету , или подниметъ съ земли, что ча­сто случается когда кто-нибудь по своей не­ловкости уронитъ его, то это настоящимъ ло-вомъ не считается; въ такомъ случаъ онъ дол­женъ опять отойти на три шага назадъ покуда узелъ получитъ свое кругообращение. Впрочемъ и то и другое правило ихъ условия нарушают­ся въ некоторыхъ случаях: первое, когда ло­вецъ слишкомъ проворенъ, такъ что самъ поз-воляетъ бросать узелокъ чрезъ два или три че­ловека; второе, когда онъ слишкомъ устанетъ, то ему делаютъ снисхождение и позволяютъ шаръ ловить на лету , или поднять съ земли.
Въ этой игръ часто достается ловцу, кото­рый хвастается своею ловкостью. Когда очередь доходитъ до такого самохвала, то все члены круга единодушно стараются его измучить; въ это время они приподнимаются на колена, шаръ летитъ изъ рукъ въ руки съ такой бы-
стротой, что ловецъ всегда остается шага за 4 отъ него; если же, по чьей-либо неловкости ло­вецъ догонитъ шаръ, то другой бросаетъ его тотчасъ назадъ. Покуда охотникъ оборачивается и бежитъ въ ту сторону, узелокъ уже нахо­дится на несколько шаговъ отъ него. Чтобы более умучить хвастуна, бросаютъ шаръ непра­вильно, т. е. то чрезъ человека, то чрезъ двухъ, то вдругъ изменяютъ направление его такъ, что бедный ловецъ не знаетъ, въ которую сторону бросаться ?
Непроворные и неловкие мало участвуютъ въ этой игре, потому что имъ более всего достается; если такой въ числе сидящихъ, то, по боль­шой части; ловецъ у него поймаетъ узелокъ; если же онъ ловцемъ, то ему всегда приводит­ся бегать безъ пользы, покуда другие не усту-пятъ изъ сожаления. Посему-то весь кругъ долженъ состоять изъ проворныхъ и ловкихъ лю­дей.
Татарки также принимаютъ участие въ семъ праздники , хотя въ некоторомъ разстоянии отъ главнаго зрелища. Въ соседственныхъ кустар-никахъ бываетъ много кибитокъ, изъ коихъ выглядываютъ закутавшияся Татарки. Онъ одъ-ваются на этотъ случай въ богатыя материи, весь­ма много натираютъ лица свои румянами и белилами, налепливая разныя фигуры, или чер­ные тафтяные кружечки, называемые мушками. Если кто къ нимъ приближается , то длиннымъ рукавомъ своимъ покрываютъ большую часть
лица, однакожъ скоро и оставляюсь это, ког­да не спускаютъ съ нихъ глазъ. Въ самыхъ кустарникахъ повсюду видны пьющия чай Татарския жены съ ихъ детьми; и если кто хотя мало знакомъ съ семействомъ, то пригла­шается на чашку чаю. Только однимъ Татарамъ воспрещается всякой допускъ къ ихъ женскому полу.
Татары жалуются, что Русские привозятъ на праздникъ къ нимъ вино, отъ чего некоторые изъ ихъ соотчичей, напиваясь допьяна, и не смотря на надзоръ, производятъ безпорядки. Для отвращения сего и другихъ встречающихся не-удобствъ полиция каждый разъ посылаетъ сюда нъкоторыхъ своихъ чиновниковъ, так­же несколькихъ казаковъ. Известно, что пить вино воспрещается Татарамъ ихъ зако-номъ.
Въ прежния времена Татары отправляли этотъ праздникъ на Арскомъ поле, и давали подъ чистымъ небомъ открытый столъ, при чемъ бедные ели безденежно. Они называли такое угощение Туи; но это обыкновение изчезло, какъ скоро возрасла сила и могущество Росиянъ.
На праздникъ Сабанъ приходятъ смотреть и старцы. Если сберется ихъ много и наступить часъ захождения солнца, то отправляютъ они тутъ вечернюю молитву. На чистомъ поле ста­новятся въ прямую линию, и въ молчании от­правляютъ свою молитву со всеми покло-
нами, соблюдая величайшее благоговение; это составляет весьма странную противуположность съ народомъ, предающимся веселию.  (К. Фукс)

Комментариев нет:

Отправить комментарий