среда, 22 февраля 2012 г.

Казанские татары в крестьянстве.

0 крестьянскомъ состояніи.
Татары Казанскаго у зда вс гда были свободнымъ сольскимъ
сословіемъ, «кр постныхъ» или «несвободныхъ» между ними н ••
было. Причиной тому былъ в роятно ихъ первоначально кочевой
образъ жизни и сравнит льно поздне устропство вообще заволж-
скихъ губерній. Называлпсь они крестьянами государственными.
Прозваніе татарина «князь», по объясненію Соловьева, вызывалось
т мъ, что татары въ монгольскій п ріодъ именовались такъ по ихъ
виду -и манер держать собя, но теперь пхъ больше дразнятъ этимъ
именемъ; «отошла пора татарину на Русь ходить», говоритъ на-
родная пословида.
Какъ зомлсд льцовъ, многіе авторы склонны считать ихъ пло-
хими; но къ этому лужно прибавить, что з ыл д лі у нихъ можетъ
— 48
быть плохо и потому, что зсмлп - то не завпдныя; п тъ л совъ,.
сн гъ съ полоіі сдуваотся въ • овраиі; отчего въ земл ыало влаги.
Удобреніе плохо, такъ какъ мало скота, да и навозъ вывозится на
поля и свалнваотся небольшиии кучка.мн (отчего не порепр вастъ,
а сохн тъ и выв тривается 1 ) . Землед льчсскія орудія плохи, слаба
п обработка. Ранніе в сенніе праздники сабаны тоже м шаютъ
своовременноыу начатію полевыхъ работъ. Можетъ быть до н ко-
торой степени и на л тнюю работу татары вы зжаютъ поздн е пзъ
дома, благодаря обряду омовонія и чаопитію.
Князь Курбскій (сы. Сказанія князя Курбскаго, глава 2-я. Спб.
1842 г.), зам чаетъ о характср страны, по которой проходилн
русскія войска во время посл дней осады Казапи, по направленію
къ г. Арску (нын болыпая Сибпрская дорога):«понеже въ зомл
той поля велпкія и з ло преизобпльныя п гобзующія на всякіо
плоды: тако же н дворы княжатъ ихъ вольможей з ло прекрасны
и воистинну удивленія достойны и села чистыз>. Дал е, что земле-
д ліе процв тало зд сь^ доказывается сказаніями л топпсой (Ипот.
стр. 103): «И мятежъ воликъ и голодъ во всеи страп той (Суз-
дальской) бысть (1024 г.); идоша вси людьо въ Болгары и при-
везоша жито, и тако ожиша>. Татищовъ (III, 454, 455) говоритъ о
голод 1229 г. «Волгары возплп жито по Волг и Ок во вс грады
русскіе и продавалп, и т мъ велпкую помочь сд лали. Князь же Вол-
гарскій прислалъ въ даръ къ Вел. Кп. Юрію 30 насадовъ съ житами>.
Татары нссоми нно, у покор нныхъ ими болгаръ встр тились
(нашли) съ бол е развитою культурою и въ значителыюй стопсни,
подчинились этой посл днон, принявъ религію своихъ поб лсденныхъ>
ос длый образъ жпзви, а стало быть и культуру зеылед лія, по-
сл днія же, какъ впдно нзъ сказаній л тописцевъ, была развита
достаточно хорошо.
Псрвоначально оіш могли заннмать лучшія зомли, съ силышми
слоями землп, коп прн слабой обработк давали достаточный урожаи;
привычка пахать землю не глубоко (легкая обработка) осталась у
вихъ и до сего времени, къ тому же онн но были подповолышмп
людьми, отъ коихъ трсбовалась лучшая обработка. Кром того то-
перъ плохому земл д лію сиособствуетъ плохой малосилышй скотъ
п бол о л гкій потому сохи и бороны.
^ „Князь, а князь возьми-кавилы, пособи навозъ валить", „одной же-
нойдакобылой поля не удобришь", „навозомъ отвеземъ, такъ п хл бомг
привеземъ"—говоритъ народная мудрость.
— 49 —
Косуля, какъ орудіо бол е легкое для пашни, но дающая много
сорныхъ травъ, плохо дробя з млю, нс вывелась еще у татаръ въ
Кармышскои, Арской волостяхъ и по р к Ашиту.
По склонности къ зомлод льческому труду преждс всего идугь
у насъ русскіе, за ниын чуваши, ыордва и татарьт. Посл дніе пы ютъ
•болыпую склонность къ д ламъ комыертсскпмъ, такъ что не даромъ
сложилась про нихъ и поговорка: «Гд былъ, князь? — Волгамъ
іпаталъ, базарамъ гулялъ».
Чистота и опрятность. Наибол е чистоплотнымп являютея та-
тары и русскіе, мордва, черемисы п чувашп жпвутъ грязн е.
По стопспи любознательностн, склонностп къ ученію и по
умственнымъ способностямъ народностп распред ляются въ такомъ
порядк : во глав стоятъ русскіс, за нимп идутъ татары, ыордва.
чуваіші.
Въ отношеніи честности въ разваго рода договорахъ п сд лкахъ
преимущество берутъ чуваши н русскіе, мордва, у татаръ же это
полная протпвоположность чувашамъ, д ла по договорамъ, сд лкаыъ
и спорамъ даже между собой, р дко окапчиваются мпролюбиво, a
чаще всого конедъ такихъ д лъ в нчаотся судобнымъ разбпра-
тсльствомъ.
He мало такжо д лъ, гд зам шаны татары^ возникаетъ и по
конокрадству. По ын нію кохмлотснтныхъ лицъ, конокрадство это
своего рода спортъ, завлекающій любптелей до того, что они никакъ
но могутъ воздержаться отъ страсти. Это не воры, борупце что
плохо лежитъ, конокрада соблазняотъ только лошадь, пного онъ и
не возьметъ. Хотя статистичсски мн нс прсдставилось возможностп
доказать, какая изъ нашихъ народностей наибол е склонна къ этого
рода хищенію ч)жой собственности, но мн думаотся, что шіъ за-
нимаются преимущественео татары н по ловкостп не уступятъ евреямъ
п цыганамъ, опоріірующнмъ на юг ц запад , счіітаіощнхся истыып
масторами своего д ла. В роятно, татарамъ епособствуютъ п ихъ
собратья коновалы (въ нашеіі округ псключительно этиыъ зани-
маются ыусульмано), неся въ этомъ д л бол о разв дочную службу,
такъ какъ пмъ пр дставля тся ыножество удобныхъ случаевъ на-
весть опытвагО;, ловкаго конокрада на хороиіую добычу.
Кто знакомъ съ нашпмъ краомъ, тому пзв стно, что у татаръ
довольво лпчностсіі, для копхъ, іювпдпыому, конокрадатво кажется
обыкііовеняымъ средствомъ пріобр товія. Я не хочу назвать пхъ
моіііеынпками, хотя по пародноп поговорк : «татаривъ или насквозь
4
— 50 —
хорошъ, ліібо насквозь мошсинпкъ». Н которьте склонны объяснять
страсть къ конокрадству, какъ остатокъ прежнеп на зднической
удали.
Изъ промысловъ у казанскпхъ татаръ огородничоство почти не
развито. Капуста, огурцы и н которыо другіс овощп у нпхъ болі>ше
покупные.
Въ отхожій промыс ліі ид тъ около 9%; больше, ч мъ рус-
скихъ и другихъ народиостон. Въ отд льности по волостямъ: Сту-
д но-Ключішской и особенно Кармышской 0/о этотъ доходитъ до 130/о-
Идутъ по болыиоіі части въ дворпики, ямщики, приказчикп, коно-
валы, пастухи, рогожиикп. Плетеиіе рогожъ, куяьковъ, веревокъ и
лаптсй даетъ шъ порядочішй заработокъ.
Лапоть въ нашеыъ ісра плотется двухъ сортовъ: 1) русскій
лапоть работается чпще и плоты е, плетспіе у пего молкое и ла-
поть д лается отд льно для правой и л вой ноги, стоитъ опъ дороже
(до 12 коп. за пару), 2) татарскій и чсремисскш лапоть можно
над вать безразлпчно на ту илп другую ногу; отличаются опи можду
собоп т мъ, что у чсрсмискаго ве])свки для опутыванія икры дливн е.
Этп лаптп логчо, такъ какъ лыко для иихъ дсрется ІІІИ])С, отчего
и кл тка больше. Плести его логче, такъ что въ ср дн мъ за деяь
одивъ челов къ можстъ приготовпть паръ 5, почому онъ п стоптъ
дешсвле, коп екъ 7 за пару.
Я не стану касаться другихъ промысловъ, такъ какъ оші изло-
жевы въ издавіи Казавскаго у здваго земства (см. Кустаряые про-
мыслы въ Казан. у зд 1897 г.), скажу только н сколько словъ
о пчсловодств .



 Докторскую диссертацію лекаря АлексЬя Андреевича Сухарева подъ
заглавіемъ: „Казанскіе татары (у здъ Казанскій)

Комментариев нет:

Отправить комментарий