среда, 22 февраля 2012 г.

Бани Казанских татар

Бани, какъ и у русскпхЪ;, бываютъ двухъ родовъ: по б лому
и no чорному. Ставятся он во двор (б лыя), на задворкахъ или
огород , гд сть р чка вдоль р ки (по черному). Въ 135 татар-
скихъ с леніяхъ бань по б лому оказалось 2,845, a no черному
2,083, всого 4,928. На каждое селеніе првходптся 36,5, или на
3,2 двора—одна баня. Ванп им ютъ видъ избы, разм ры ихъ
бываютъ развые: отъ 7 X 8 арш., 5 X 7 до 5 X ^ г аРш - Р около
2 арш. 7 верш. высоты (до 3 арш.).
Входная дверь: ширива 14 вер., высота 1 арш. 12 вер. Окпа
7 X 9 ворш., рама во болып й части одинарная. Полъ изъ досокъ,
васланъ не вовс (подъ полкомъ его н тъ и такъ какъ въ баняхъ
лодсушиваюгь зерао, то зд сь часто можно встр тить раститель-
ность). П чь 1 арш. 12 вериіковъ (квадратная), h = l 1 / 2 аршина,
обвязка печи деревявная и яа ней валожевъ битый красный кир-
пичъ. Въ баняхъ no б лому печь устроеяа до в рху, вназанъ
котслъ, чего н тъ въ бавяхъ по черному. Вода кипятится дома и
въ ведрахъ—прияосится въ баню (по ведру на двоихъ пли /2
кулгава на одного). Площадка гд парятся длиной 2 арш. 3 в рш.,
шириной 1 арш. 6 вершк. Лавка гд моятся 5 арш. 6 верш,
(квадратная). П родбавникъ съ бровончатымъ поломъ (2 аршипа
10 в ршк. ширины; длина 5 и 6 арш.). От ны изъ досокъ,
иіг тся лавочка.
Разд ваться въ такомъ пор дбанник ыожно разв только въ
теплоо вромя, обыкновенно жо разд ваются въ бан , гд для в ша-
нія платья протягивается чистый шестъ.
— 32 —
Баня no б лому, это д лая квартира съ большимъ окномъ,
иногда съ 2 океами^ передбанникъ разд ленъ на двое; теплый и
дажо съ пристросннымъ отхожимъ м стомъ.
У кого какая есть баня, тои онъ и угощаетъ гостей, на дру-
гой день ихъ прі зда. Въ баню ходятъ б дный когда придется,
но •большс подъ праздникъ^ въ ч.етвергъ и разъ въ м сяцъ, а сслп
въ гостяхъ, ходятъ сжсдновно (бываетъ такъ, что идотъ чер зъ
м сяцъ, когда сошьетъ новую рубаху, а старую броситъ). Побо-
гаче ходятъ въ пятницу утроыъ часовъ въ 8-мъ и 7-мъ.
Воды тратятъ ыало, мыла тоже ') и то больше употребляютъ
его прпшодшіо изъ солдатъ. Обычно б днякъ сидитъ пот етъ, растп-
рая т ло безъ мыла, а потомъ, чтобы унятъ зудъ, бьетъ себя
в никомъ; этимъ же в никомъ пользуются вс моющіеся въ бани,
отчого возможно зара}кеніе; посл этого «купается», т. е. поли-
ваетъ себя водон и уходптъ изъ бани,
Жснщішы, чтобы вромыть голову употребляютъ кислое молоко..
•Коровьс молоко кішятятъ въ котл , потомъ вылпваютъ его въ.
чашку, и когда оно настолько остынетъ, что можегь т рп ть палецъ,
го заквашываютъ (кислымъ молокомъ); черезъ часъ молоко д -
лаотся какъ студень, имъ то и наыазываютъ сухую голову и расче-
сываютъ волосы гробнемъ. Посл этого достаточно скатить голову
2 раза, какъ она д лается, по ихъ мн нііо, чистой.
Въ город , какъ ын разсказывали, моютъ голову краснымъ
уксусомъ.
Въ баняхъ ж выщипываютъ -) обязательпо въ м сяцъ разъ
и волосы (Grenilalia й подъ мышкои). Способъ выщипыванія такой же,
какъ щиплютъ куръ. Пальцы памазываютъ БПХТОВОН с роГі;, варомъ,
а за неим ніеыъ просто почноіі золой. Въ баню любятъ ходить съ
бабами, при чемъ д той до 3-хъ л тъ водятъ съ собой. Старше
3-хъ л тъ мальчики моются съ мужчинаып, д вочки съ женщи-
намн. Вани вообще лучшс и чпще русскихъ, строятся пзъ ло-
1) He касаясь обеззараживающаго свойства мыла, хотя д-ръ Конради
(Konradi, CM. Arch. f. Hygiene, 1902, T. 44, 2 стр. 101—110 не признаетъ
ero), no моему асептика т ла у татаръ все таки, благодаря малому и
даже полному неупотребленію мыла, будетъ меньшая противъ способа
мыться по-русски. Татары также не употребляютъ и мочалокъ, за коими
нужно призпатіі мохапнчоское, опищагощее зпачопіс.
2) У Георги упоминается мазь оперментъ (авропигментъ) AS^Sj
(3-хъ с рнистый мышьякъ) и негашеная известь, въ см си съ водой или
постнымъ масломъ. Этой мазыо натираютъ лобокъ, а иногда мужчины.
мажутъ бороды, для уменыпенія роста волосъ.
— 33 —
ваго или сосноваго л са, всогда почти крыты тосомъ, р жо соломоіі,
Обязательное хожденіе въ баню гост й, при чемъ особенно почот-
ны.мъ гостяыъ, въ хорошо устроенныхъ баняхъ, предлага тся даже
угощеніе, малое употребленіе воды и мыла, отсутствіе щ лока, что
обязателг,но въ русскихъ баняхъ, мытье въ праздникъ составляетъ
особ нность татарскоі бани ^. По мо му едва лп возмоясно утв р-
ждаіЬз что баня у нихъ заимствована отъ русскихъ.

 Докторскую диссертацію лекаря АлексЬя Андреевича Сухарева подъ
заглавіемъ: „Казанскіе татары (у здъ Казанскій)

Комментариев нет:

Отправить комментарий