понедельник, 13 февраля 2012 г.

Особенности Рамазана и Закята у Казанских татар.




I. Рамазанъ.

Рамазанъ, единственный постъ магоме-танъ, начался въ нынъшнемъ году 30 Декабря въ Субботу и продолжался до вечера 29 Генваря. Известно, что Магометъ въ Алко-ране своемъ установил, чтобы последователи
его, Для споспешествования наитию благодати Божией одинъ месяцъ въ году постились. Прав­да , что законодатель сей не назначилъ такого поста сь определенною, точностию; но его учени­ки постятся въ продолжение дня со всею воз­можною строгостью; ночью же могутъ безпре-пятственно есть и пить, пока не разсветаетъ такъ , что можно будетъ белую нитку отличить отъ черной. Кто изъ нихъ въ cиe время былъ боленъ, или находился въ дороги, тотъ въ другое время долженъ поститься равное число дней; те же, кои сего не исполняютъ, должны, для отпущения гръховъ своихъ, кормить бедна-го.
Постъ сей наиболее обременителенъ для лю­дей рабочихъ темъ, что онъ требуетъ во весь день совершеннаго воздержания отъ питья. По­елику же время поста ежегодно бываетъ ранее одиннадцатью днями, и потому иногда случается в самые сильныя жары, когда сверхъ того и дни бываютъ очень длинны; то легко можно представить себе мучение магометанина, кото­рый на открытомъ поле, при трудной работе и несносномъ жаре, следуя обычаю, не сме-етъ даже утолить изнуряющей его жажды.
Здешние Татары ежедневно собирались въ ме-четяхъ своихъ, исправляя съ величайшимъ, толь­ко имъ свойственнымъ, благоговнниемъ обыкно-венныя ихъ молитвы. Тутъ приметилъ я также одного Дервиша, или магометанскаго монаха, окутаннаго съ ногъ до головы кускомъ Белаго
холста. Въ продолжение Рамазана, поздно по ве-черамъ, насытившись напередъ дома, они поютъ составленную для сего поста духовную песнь, особеннымъ страннымъ, жалкимъ гнусливымъ голосомъ. Я перевелъ съ Арабскаго языка ату песнь, и для удовольствия и любопытства читате­лей при семъ ее сообщаю.
Достойная хвала буди Господу и Властителю мировъ; всякая хвала подобаетъ Всечтимому, Ве­ликому, Всемогущему, Всевышнему и Премудро­му Богу; хвала буди Царю, отъ века Живому; святъ и непороченъ Царь Ангеловъ и Гаврила. Несть Бога, кромъ Бога; просимъ у Него про-щения, и умоляемъ, да даруетъ намъ рай и удалитъ насъ отъ огня геенскаго.
Послъ полдневной молитвы мулла съ кафед-ры говорить следующее поучение:
Я вамъ заветщаю, сожители Божии, такъ какъ и самому себъ, быть богобоязливыми; ибо Богъ съ любящими Его и боящимися Его всег­да пребываетъ.
Кто ищетъ Бога, отъ того Милосердый не отвращается; для жаждущаго наставления до­статочно Алкорана.
Кто желаетъ видеть примеръ разрушения мира, тотъ пусть взглянетъ на могилы. Если недоволь­но сего, сама смерть можетъ убедить въ этомъ. Я прибегаю къ Богу и отвращаюсь отъ про-клятаго сатаны.
Каждый человъкъ долженъ вкусить смерть; мы васъ искушали, говорить Господь, вь добръ и злъ, и вы къ намъ непременно обратитесь.
Да благословить Богъ насъ и васъ въ своемъ великомъ Алкоранъ.
Да воспользуемся его премудрыми изречения-ми; и я прошу прощения у милосердаго Бога за себя, за васъ и за всехъ правоверныхъ му-сульманъ: Богъ милосерд, Всемилостивъ, Все-щедръ , Всемогущъ и Преправеденъ.
Целую ночь съ 26-го на 27-й день поста (въ нынешнемъ году Генваря 25-ro), называемую ими Алкадръ, или торжественною ночью, мече­ти были наполнены молящимися. Ни малолет-ные, ни взрослые не должны спать во всю ночь. Тъ, кои не ходили въ мечеть, пили въ домахъ чай съ своими знакомыми, для прогнания сна. Въ эту ночь , по магометанскому учению , ангелы, по повелению Божию, нисходятъ на землю для исполнения Божескихъ определений. Блаженство , спасение, говорятъ они, царствуетъ во всю ту ночь до разсвета; ибо в ciию ночь данъ Алко­ранъ.
Въ 27 день Рамазана была раздаваема бед-нымъ милостыня; это называется Зекатъ. По законамъ, каждый долженъ удалить на cиe де­сятую часть имения своего; но здешние Татары ограничили это постановление до того, что счи-таютъ только наличныя деньги и деньги въ товаръ, не включая сюда недвижимаго имения, какъ то дома и на зиму заготовляемые припа­сы. Каждый дълаетъ показание своихъ подаяний и означаетъ въ немъ сумму, которую онъ на-меренъ раздать во первыхъ мулламъ и азанчеямъ, а потомъ и беднымъ. Казанские, ныне бога-тейшие, торговые Татары, каковы Юнусовъ, Апанаевъ , Исай , Баширъ Аитовъ , Суюровъ, Юсупъ Курбангалей Ахмери, Муртаза Кашаи, Апаковъ и никоторые друпе, употребили на сиe значительный суммы. Уже 28-го Генваря неко-торые зоркие Татары увидели на той стороне Волги , по захождении солнца , новый мъсяцъ , между тъмъ какъ въ Казани горизонт слегка покрытъ былъ тонкими облаками. Тотчасъ cиe извъстие дошло до Казани, гдъ въ вследующий вечеръ, новый мъсяцъ также былъ видимъ многими. Тутъ , казалось , изчезло все сомне-ние; но не смотря на то, между здешними двумя Ахунами произошелъ сильный споръ, въ которомъ одинъ изъ нихъ отвергалъ справедли­вость столь ранняго появления месяца. Впрочемъ, съ 28 Генваря перестали петь вышеприведен­ную пъснь, и наконецъ после многихъ противо-речий и споровъ заключили, что въ Понедель-никъ (29 Генваря) кончится Рамазанъ. Множе­ство Татаръ толпилось около мечетей, отыскивая съ великимъ безпокойствомъ, на горизонте, по за­хождении солнца, новаго месяца, и 29 Генваря они въ самом деле имела удовольствие ясно увидеть его. Нынъ Рамазанъ продолжался только 29 дней, потому что новый мъсяцъ до­вольно рано показался; въ случаи же непо-явления его, Рамазанъ продолжался бы еще одинъ день. Здесь я долженъ заметить, что Татары не полагаются на нашъ календарь, и
потому никогда не справляются съ нимъ объ из-мененияхъ луны. (1)
Назадъ тому 10 летъ, первый день послъ Ра­мазана празднуемъ былъ въ летннее вре­мя (2). Тогда въ Пятницу по утру въ 8 часовъ, все Татары, старики и молодые, числомъ более 6,000 человекъ, собрались не подалеку отъ Но­вой Татарской Слободы, и тутъ подъ откры-тымъ небомъ отправляли свое Богослужение. Видъ такого множества людей, въ величайшемъ порядкъ расположенныхъ, при частыхъ покло-нахъ и падении внизъ, во время молитвы, былъ весьма поразителен, и безъ сомнения, сильно должен действовать на зрителя. Молитва начи­нается , когда, по их выражению, солнце на небе достигнетъ высоты дерева, и потому, смо­тря по времени года, ранее и позже. Потомъ все пошли на кладбище , гдъ были прочитаны некоторыя главы изъ Алкорана. Симъ кончился Рамазанъ и каждый возвращался домой къ объ-
(1) Вх здешней Адмиралтейской Слободе Татары отправ­ляли сей праздникъ 29 Генваря, а живущие въ самомъ городe 30-го, т. е. одним днемъ позже.
(2) Въ 1814 году, Сентября 4 числа, сей праздникъ был отправляемъ иа открытом поле. Также и въ 1815 г. Августа 25 дня, а въ 1817 г. и въ некоторые по-следующие годы оный празднуемъ былъ только в ме­чети , по причипу неблагоприятной погоды. Въ 1823 г. Мая 29, въ присутствии Г. Сенатора Соймонова, было самое торжественвое отправление этаго праздника на поле между двухъ Татарскихъ Слободъ. Ныне же, по лунному Магометанъ счислению, сей праздникъ уже совершен был зимою.

ду. День этотъ называется у нихъ Хайдъ, и для празднования его они пекутъ ожаренные въ маслъ слоеные пирожки, которые едятъ, намазы­вая медомъ, и называютъ Бйрамъ-ашъ или празд­ничное кушанье. Въ сей день, такъ какъ и въ оба следующие, Татары ходятъ одинъ къ дру­гому въ гости, поздравляютъ съ праздникомъ и другъ друга угощаютъ.
 (К. Фукс)

Комментариев нет:

Отправить комментарий