среда, 22 февраля 2012 г.

История Казанского края.

Историческій очеркъ.
Гролескій нсторикъ Гер^дотъ населястъ м ста, соотв тствую-
щія нын шнему Камско-Волжсколу краю, баснослорнымп народами
«вудиновъ> и «м лянхленовъ>, говоритъ Проф. Н. П. Загоскииъ
(см. сго спутникъ .по Казанп 1895 г. стр. 4-ая). Одиако эта
баснословноеть излагаотся Геродотомъ въ IY книг , глава 21,22
н особенно въ глав 107 и 108 такъ: BouoTvot ok edvo? sov
|j.sYa xal тгоХХо -(Хаоу.б гх тгй Ха%ор$$ earl xal тгиоррб , т. е.
народъ вудины болыпой, пм ютъ б лый цв тъ кожи и рыше во
лосы. Цв тъ глазъ у нпхъ голубой. Прсдполагаютъ, что это были
пермякп, вотяки и зыряне (Гельвальдъ). Что касается м лянхло-
новъ (чер мпсы, меря), то пхъ черный впдъ—«чорные плащн>,
могъ завпсііть и отъ курныхъ пзбъ (MsXavy^aivot ое ItjAaxa JJ-SV
|і.ёХя а (роріоаі —а те;).
Древн йшая л топись довольно опред лонно гово])птъ о р. Волг ,
называолоп «путемъ Божіимъз., водущой въ Волгары, къ Хвалын-
скому морю и, дал с, «въ жребій Сиыовъ», т. е. на азіятскіп
востокъ. Въ качеств древн пшихъ нассльниковъ края указываются:
Черемиса *), Мордва, Пермь, Чудъ, М ря, Вссь, Мурома.
Изсл дователь старины славянскоп Шафарикъ говоритъ, что въ
эпоху историческую, т. о. отъ Геродота до Іорнанда и Прокопія
(до 6 ст.), финскія племона жпли въ той-же с всрной частп
Европы, гд мы ихъ встр чаомъ въ 9 в к , во вромена незаб-
-веннаго Пестора 2).
^ Впервые имя черемисъ упоминается въ письм Хозарскаго князя
Іосифа, отъ 960 г., который называетъ въ чнсл своихъ поволжскнхъ
данннковъ „цармисовъ" (Сеывыовъ), а Н. И. Ашмаринъ см. „Болгары и
Чуваши" указываетъ, что готскій король Эрмандрнхъ еще около 350 г.
подчишілъ своей власти Mordens (Мордва), Merens (Меря) и Sremiscans
(черемнсъ).
2) Шафарикъ „Славянскія древностн", переводъ Бодянскаго, II т.,
стр. 201, 211, 226 и 227.
— 10 —
Какъ оборигенамъ стрнаы, отішъ фннскимъ племенамъ, приш-
лось очень рано прійти въ сопрпкосновені съ Волжскими Вулгарамп.
Первыя св д нія касательно этихъ Болгаръ относятся къ X в ку
и принадлежатъ арабскому писатолю Ибнъ-Фадлану.
Ибнъ-Фадлавъ былъ посланъ въ 921 году въ Волгары абба-
сидскимъ халпфомъ Абу'ль-Фадль Джа^аръ Алъ-муктадпръ Билля.
0 плеыенноыъ пропсхожденіи волжскихъ болгаръ восгочпые
писатели положительныхъ даеныхъ не даютЪ;, а недостатокъ нхъи
ло сіе время, какъ справедливо зам чаетъ оріенталистъ Григорьевъ,
открываетъ обшпрное попрпще для предположеній.
Такъ какъ Ибнъ-Фадланъ упомпнаетъ, что онъ вид лъ <Русь»,
расположившихся съ товарами по р. Итилю, то это видимо и по-
служило оеновані мъ для н которыхъ счптать болгаръ за славянъ.
Ибнъ-Фадланъ разсказыва тъ о юртахъ, въ которыхъ жпвстъ Вол-
гарскій царь, что у нихъ есть мечсти, откуда Муезинъ призыва тъ
къ молитв . Въ его оппсапіп есть такжо указавіе, что Волгарси
жснщпны сидятъ рядомъ съ мужьями п не закрываются. «У нихъ—
говоритъ онъ далыпо,—есть зеленыя, в сьма кислыя яблокп; д -
вицы дятъ пхъ п становятся жпрными».
Изъ нов йшпхъ изсл дованій о Волгарахъ нельзя н упомя-
нуть о доклад Обществу А. И. Э. прп Казанскомъ Упиверситет
^ Н. И. Апшарина (читано 28-го февраля 1902 г.). Онъ говоритъ,
что близость Волгарскихъ -словЪ;, сохранпвшпхся на памятннкахъ,
съ Чувашскпми позволяетъ вяд ть въ Чуваілахъ остатокъ Волгар-
(•кой народности, и что по говору луговые Черемисы ближе къ
Чувашамъ, ч ыъ нагорные. Кром того, названія ыногнхъ деревонь,
какъ наир. Корадуванъ, счптавшееся чисто татарскпмъ, есть
Чувашское.
Границы волжскпхъ Волгаръ Перетярковичъ (см. Поволжье
XV* п Х І в, стр. 38) опрсд лястъ такъ: «съ одной стороны
Уральскія горы, р. Сура н Ока, съ другой p.p. Вятка н Кама съ
истоками р. Хопра и р. Самары». Занпмая страну, которую на-
зывалп благословен йшою лзъ вс хъ м стъ по р. Волг (древнеб
ііазваніе «Ательз. плп аИтель^ ^ оіш были народъ торговый и
іш ли снощенія, по водному пути, не только съ С всромъ Россіи,
но и съ Азіатскішп странамн.
*) Слово это по татарски означаетъ „собака", каковое названіе дано
ей предполагаютъ, за быстроту теченія.
По Карамзину (см.. т. I. 985 годъ), Воликій князь Влади-
міръ, желая завлад ть Волгараии, отправился на нихъ съ Нов-
городцами и дядей своимъ Добрынею. По сказаніямъ Л тописца
Болгары были поб ждены, «Мудрый Добрыня», осмотр въ пл нни-
ковъ, которые былп въ сапогахъ, выразплся такъ: «они не захо-
тятъ быть нашимп данниками; пойдемъ лучше яскать лапотниковоі»
Съ Волгарами былъ заключенъ договоръ, который поб жденные
скр пили ел дующимп словами: «разв тогда нарушимъ договоръ
свой, когда камень станетъ плавать, а хмель тонуть на вод ».
Съ пронпкновеніемъ въ Волгары мусульманъ (VII в къ), онн,
будучи до того язычнпкаыи,, въ начал X в ка приняли магоме-
танство (отъ Аравитянъ). И вотъ ояи, желая^ чтобы Владиміръ,
прославившійся поб дамИ;, нспов дывалъ одного съ нпми Вога, пос-
лали порвыми свопхъ' пословъ съ продлож ніеыъ в ры. Описаніе
лагометова рая,—говоритъ Карамзішъ,—пл нпло воображеніе князя,
но обр заніе показалось ненавпстнымъ, а запрещеніе пить вино
уставомъ безразсуднымъ.
Судя по историческимъ л топиенымъ св д ніяиъ, походъ Вла-
диміра на Волгаръ былъ тр тьимъ походомъ пломони «Русп».
Городъ Волгаръ, бывъ взятъ й раззорсвъ въ 1164 г. Анд-
реемъ Воголюбскпмъ, потерялъ значеніе славнаго своен торговлеи п
оживлояіемъ города; въ 1361 году, по свид тельству «Древняго
л топпсца», былъ окончательно взятъ Золотоордынскішъ княземъ
Вулатъ Теыиромъ, и вовсе иот рялъ свое значеніо. Поел дніп ханъ
Абдулла бьтлъ сожжонъ въ такъ называомой червой палат н сы-
новья его Алтунъ-бпкъ и Алимъ-бикъ пошлн ва с веръ п поло-
жпли основаніс старой Казанп, находивш пся во влад ніи, какъ
говорнтъ нспзв стныя авторъ нсторіл Х І в., той-жс Зол. Орды,
какъ и Волгары. Слово «Волгары» упомпнается въ русскпхъ л топнсяхъ
и позжс, но въ значенін уже ло собственно Волгары, а Казанн
н казанцевъ; напр.: Нпконов. л топись: «на Волгары р кше на
Казань» (о ноход 1376 г.). Но Шнялевскій уб ждснъ, что
зд сь н ран о подъ Казаныо надо разум ть всс-такн Волгары, a
н Казань.
П реходя отъ корснныхъ насельнпковъ края къ эл монту нрнш-
лому—татарамъ, нельзя н коснуться ихъ родословія.
У каждаго народа есть сказанія о начал своего происхожденія.
И у иусульманъ—своя, легендарно хаотическая нсторія. Изв стныи
тюрскій иеторикъ XVII ст. Абдулъ-Газн, Хивинскій ханъ, пов ст-
— 12 —
вуетъ, что сынъ Ноя Іафетъ (Іафисъ) ушелъ, съ CBOIIMII ЛЮДЬМИ,
отъ отца къ Волг и Уралу. Прожпвъ зд сь 250 л тъ онъ уморъ,
оставпвъ посл с бя 8 сыповой. Порваго пли старшаго звали Туркъ
(трюкъ), а шестого Русь, отъ копхъ н произошли тюрки, славяне.
гоп, п магогъ, У старшаго родился сынъ Аланча или Аламзя
ханъ, а у Аланчн родились близнсцы, коихъ назвали Могулъ и
Татаръ. По разд леніи влад піи Аланчп можду двумя сыновьямп
л произошлп, такпмъ образомъ, два рода: Могулы п Татары. Блпз-
нсцы-братья жили нс дружно. Въ борьб двухъ родовъ разобратьея
было трудно, вотъ почеыу ихъ сл шпвали, описывая Могулъ подъ
именемъ татаръ и наоборотъ.
РІсторпкъ счптаотъ оба эти рода многочнеленпымъ и знатнылъ,
только посл славнаго пхъ хана Оіусъ, благодаря раздорамъ (и
междоусобнымъ бранямъ) онл разд лились н разс ялись по разнымъ
ы стамъ іі дажо стали называться разиыми имснами.
Такъ продолжалось до Чішгизъ хана, который со динилъ ихъ
почтп всЬхъ, поч му и счптается наиславн іішимъ ханомъ и обла-
дателсмъ многихъ Азіатскихъ народовъ. Дал е въ J 9 глав Абдулъ-
Газп говоритъ, что старшій сынъ Чпнгизъ хана, Джучи (Солов.),
a no Карпини Тосхусъ (отецъ Батыевъ), вознегодовавъ на сво го
отца за то; что въ одномъ поход (хорозм ) главную команду падъ
войскамн онъ поручялъ ыладшем брату Угадаю (Окдаю по Со-
ловьову), ушелъ въ Болгары (Даштн-Кинчакъ). Житоли Болгаръ,
увпдавъ въ немъ достоянства и разумъ прнняли его (у нихъ онъ
былъ правителсмъ). Помнривпшсь съ отцомъ, за оказанную сму
поііощъ (послалъ 100.000 лошадей), Джучи (Джучи), участвуя въ
битв при Калк , былъ ублтъ (1224 г.). Можетъ быть тюркп
проникли къ обитавпінмъ около устья Камы фпннаыъ и во врс.м на
Гуновъ (VI по Р. Х^) 1)) но съ достов рностью появленіе пх-і.
въ сроднемъ поволжь прпходится пока относптл, къ водворенію
зд сь Болгаръ.
0 появпвшпхся въ 1223 году, въ прсд лахъ Половецкаго
вала, татарахъ Новгородскій л тописсцъ говоритъ такъ: «прііід(жа
языцы незнаеми, нхъ же добр никто же в сть. кто суть н от-
*) Птоломей на своей карт въ пред лахъ „Азіатской CapMaTiii" между
прочпмъ пом щаетъ какихъ-то „конс довъ" iTzizoya-foi. Одинъ изъ подна-
чальныхъ турецкихъ властителей Турксанъ Тобд& аоі появился со своей
ордой съ нижней Волг , разгромилъ гунскі племена, зашшавшія степи
по об имъ ея берегамъ. См. Проф. 10. Кулаковскій Аланы стр. 48 н 14.
- 13 —
кол ши.ідоша и котораго пломсші суть, и что в ра ихъ, а зовутъ
я татары, а пиіи глаголютъ Таурм нй>. Проф. С. М. Шпилсвскій
(Др вніс города и др. Булгар. тат. памятннкп въ Каз. губ. стр.
159) говорптъ, что ыусульманскія источники говорятъ о столкно-
пспіи татаръ съ Вулгараыи въ 1223 г. (Ибнъ Эльясиръ).
Русскія л тописи (п Д'Огсопъ) относятъ къ 1236 г. «прпдоша
отъ восточной страны въ Болгарскую зсмлю, безбожніи татаре u
взяша славиый Воликій городъ Болгарскій п пзбпша оружьемъ отъ
старца и до унаго и до сущаго лладенца п взяша товара множе-
ства, а городъ ихъ, пожгоша огномъ п всю землю ихъ пл ниша» ^.
Изъ иностранныхъ путешествснниковъ, впервыо упомпнающихъ
о татарахъ, которыхъ они впд лп въ Болгарахъ сл дуетъ указать:
Рюисброкъбылъиос.шЕЪ французскнмт. королемъ Людовпкомъ IX въ
татарію, былъ на р. Итель (Волга) въ 1253 году, Въ глав 21 го-
ворптъ, что па Волг іш лоеь новоо жилище, построеннос тата-
рами. Плано Картпш и Асцелмінъ, посланные отъ папы
Инокснтія IV въ 1246 г. къ татарамъ о волжскоп Булгаріп, въ
4 глав говорятъ, что она покорспа татарами (топ. Ор. губ. стр.
57, 58). Въ артикул 5 говорятъ, что пзъ воііскъ Батыовыхъ
н которыо въ завоованныхъ пми Болгарскихъ м стахъ оеталіісь п
въ ого вромя тутъ жили.
Плано-Каршшп оппсываотъ татаръ:
Они в руютъ въ Бога, Творца вс хъ вещен ВІІДИМЫХЪ н не-
видимыхъ, которып награждаетъ и наказустъ людсй по нхъ заслу-
гаиъ, но но воздаютъ ему почсстоп нпкакпми молптвамп п хва-
лаип, ннкакпмъ служеніемъ и обрядомъ. У нихъ есть пдолы, сд -
ланные язъ воилока, на подобіо челов ка, которыхъ они ставягь
по сторонамъ дверой своего жилья. Подъ т мъ-же идоломъ ссть
и что такоо изъ той жо матсріп, на подобіс сосцовъ, п они ду-
маютъ, что сіо п хратштъ ихъ стада и даотъ пмъ ыолоко п моло-
дыхъ животныхъ. Другпхъ идоловъ д лаютъ они изъ шелковыхъ
матсрій-, п оказываютъ имъ воликія почеети. Н которыо поетавляютъ
ихъ на покрытыя хорошо тол гп породъ дворыо свопхъ жплищъ,
и сслп кто украдстъ что нпбудь іізъ спхъ тел гъ, то безъ всякаго
полплованія такого убпваютъ. Начальшіки тысячп ц ста челов къ
всегда им ютъ одного изъ такпхъ идоловъ поероди своого жплпща.
Они пирносятъ пмъ первое молоко отъ овсцъ п кобылъ, п когди
- ^ Лавр. л топись 437. (Шпил. 161 стр.).
— 14 —
начинаютъ сть или пить что ішбудь, то преждо подносятъ оноо
свонмъ идоламъ, или когда заколятъ какоо животное, то ссрдцо
прпносятъ на блюд идолу и оставляюгь оное до утра и тогда
ужо б рутъ п, сжаривъ, дятъ. Они становягь одного изъ спхъ
идоловъ съ величайшиыъ благогов ніемъ предъ жилищемъ свосго
поволителя, Ему прпносятъ въ жортву лошадей; п другихъ живот-
ныхъ.
Такъ какъ о П. Карпшш говорятъ ыногіе изсл дователи^ то я
считаю не лишнимъ привестп одну зам тку о немъ: «Разв можно
в рить папр. тому, что разсказываотъ П. Карппни о само дахъ.
Плано Карпини вид лся съ Ватыомъ и узналъ, что этоыу хану
подвластны само ды^—народъ им ющій собачье лицо... что та-
тары—сначала покорпли само довъ, а потомъ чудовищъ, у кото-
рыхъ была фпгура челов чья, ноги быка, а лицо собачьо».
Кнтайскій псторпкъ Мынъ-гунъ (умсръ 1246 г.) оппсьтваетъ
татаръ въ эпоху ихъ дрсвн йшаго существованія сл дующиын сло-
вами: «татары вссьма просты п дпкп и не им ютъ ни ыал іішаго
устропства. При начал пхъ возвышешя, у нихъ ес было вовсе
письмснъ: всякіВ разъ, когда падобпо что повел ть, они отправляютъ
всюду посланца и даюп, еыу на память только выр занныіі прнказъ.
Татары презпраютъ старость и зііажаютъ бодрость; у нпхъ но
въ обнча частыя ссоры п дракп. Татары по болыпей части им ютъ
обычай не мыть рукъ и хватаются пми за рыбу и мясо; когда жиръ
прпстаетъ, то обтпраютъ сго о свои кафтаны. Платье вхъ не сни-
маотся и не ыоется до т хъ поръ, пока не износится. Дал е Мынъ-
гунъ говорптъ, что татары не ум ютъ даже разлпчать вссны отъ
осени, и что годъ у нихъ считастся по выростаніи травы. Религія
п свящспяыс обряды выражались въ гадань по бараньеи лопатк
и въ почитаніп неба п з мли за божество,
0 казанскомъ царств трудно сказать что-либо новое, прихо-
дптся только осв жпть историческія воспомпнанія, предполагая, что
он изв стны большинству въ соворшонно достаточномъ для нашсй
ц ли объсм .
Царство это3 образовавшесся въ половнн ХУ в ка, улсе въ
XYI в. прскратпло свое сущсствованіе.
Продполагаютъ, что болгарское царство, со времснъ Батыя, сд -
лалось вассальяымъ по отпошенію къ Золотоп орд . Эти отпошенія,
благодаря ислампзму, были консчно н сколько пньтя, ч мъ къ по-
коронной Руси.
- lb —
Проф. Шпиловскій указыва тъ на «Великія Минеи-Четія» (Ма-
карія), гд говорится, что посл наш ствія Бату, «начаша ходити
русстіи князи и болгаре въ орду, ко царю отчинъ своихъ просити
у царя на столованіа своа>.
Когда золотоордынскаго хана Джанибека умертвилъ го сынъ
Бердибекъ (1357 г.), а посл дняго убилъ тоже сынъ, ханскоо до-
стоинство упало и орда стала распадаться; тогда образовалось ка-
занское царство.
Это царство было основано въ 1438 г. Уму-Махметомъ, ха-
номъ Золотой орды, который по пзгнаніи его изъ Золотой орды,
возобновилъ Казань, разоренную въ 1399 г. русскимп (московскою
ратью князя Юрія Дмитріевича).
Въ 1552 году Іоаннъ Грозный, посл второго похода на Ка-
зань, взялъ этотъ городъ прпступомъ п полонилъ Эдигера, астра-
ханскаго царевича, явившагося на защпту Казанп.
По татарскиыъ сказаніямъ ст. Казань сущ. 104 года; ссли
продположить, что Туда-Менгу (казанскій ханъ), царствовавшій съ
1280—1287 гг. (см. табл. Род. сост. Катан.), основалъ ст. Ка-
зань 1287 г.+1 0 4 = 1 3 9 1 г. Основанная въ 1391 г. нов. Ка-
заш.3 была въ 1399 г. разрушена русскпми войсками, посл чего,
по предапіямъ, она находплась 40 л тъ въ запуст ніи. 1399
(1399 + 40) годъ близко подходитъ къ водворснію въ Казани Уму-
Махмета; 1-го каз. хаеа (всего ихъ было 19).
Стало быть можно предполагать, что нов. Казань с щ. съ
1391—1552=161 годъ.
Царство казанское въ своихъ (довольно неопред ленныхъ) гра-
ницахъ соприкасалось съ н которыып ордами на с.-в на ю.-в. п
на югъ отъ Казани; съ западной же стороны оно гранпчплось съ
Русью, при чемъ граница была опред лена только въ одномъ м -
ст по Сур (Перстянковъ, 128 стр. Поволжье XV и XVI в.);—
по псторіп о казанскомъ царств неизв. сочинитсля въ глав 1 го-
ворится: «градъ Казань продолжающеся въ длину со единаго ииж-
няго на востокъ по обоима сторонаіЧа Волгп р ки, въ шприну жо
простпраіощеся на полунощіе до вятскія п до пермскія зсмлп, а съ
полудно до половецкпхъ пред лъ».
Проф. ирсовъ въ прсдисловіи къ сво й кнпг : «инородческоо
населсніе прежняго" казанскаго царства», о границахъ казанскаго
царства говоритъ, что опред лить ихъ съ точностыо н тъ возмож-
ностн: «изв стно только то, что оно шло отъ Нижогородскон об-
— 16 —
ластіі no об пмъ сторонамъ Волги, углубляясь на ]оп> п на во-
стокъ въ пустыии з мли, доходя до ІІІпбанской орды н до кочсвьевъ
кнргизъ-каисаковъ^ на с вер присмыкая къ зсмлямъ вятскнмъ и
пормскимъ». Въ составъ ж казанскаго царства по ого ын вію вхо-
дятъ сл дующіе народы; татары, мордва, чг ремисы, вотякп, чувашп
н башкирды 1 ) .
Л тописная Мери счіітастея (Корсаковъ) фпнскаго пропсхож-
денія, про(|). Вуличъ^ великорусскаго. П. Д. Шестаковъ это зага-
дочноо псчезиовеніе изъ русской исгоріи ц лаго народа, объяснястъ
выселеніемъ, и что они пролсішаюгь подъ ішенемъ мсщо])яковъ въ
Понзенскоп губ. п спцкароп въ Мологскомъ у зд .
Курбскіп одпнъ пзъ главпыхъ участяиковъ покоронія Казаііі!,
па страниц 38 говоритъ: «бо крсш татарскаго языка, въ томъ
царств 5 различвыхъ языковъ: мордовскій, чувашскііі, черсмпскій,
ііоптецкііі, або, арскій, пятый башкпрскііЪ (т живутъ башкнрцы
ввсрхъ всликія р ки Камы, въ л сахъ).
Источниказііі для пзучовія, какъ отвошсвія татаръ къ другиыъ
ічюроддамъ края, такъ и вообще псторііі казаыскаго царства слу-
жатъ русскія л топпсіі и мало доступныя татарскія.
Основываясь ва л тописныхъ сказаніяхъ, Карлъ едоровичъ
(і»\ксъ въ 1817 г. въ Ж№ 67, 68 и 80 -Казавскихъ Изв стій>
иапечаталъ первоначалыю въ сжатомъ впд исторію Казапи. Эту
р дкую п прскрасную квигу въ 1899 г. пздалъ про(}). Н. . Ка-
таповъ. Заслужпваютъ по моему імв нію также полваго внііманія
прп изучеаін исторіи края: «сказапіо о зачатіл царства казанскаго
иеизв стнаго сочиніітеля XVI стол тія.


 Докторскую диссертацію лекаря АлексЬя Андреевича Сухарева подъ
заглавіемъ: „Казанскіе татары (у здъ Казанскій)

Комментариев нет:

Отправить комментарий